Светлана Фаева
Наглядное пособие для детей 3–7 лет «Гриб-трансформер»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гриб-трансформер»
Наглядное пособие для детей 3-7 лет.
Автор-составитель воспитатель Фаева С. Г.
Цель: Уточнение и конкретизация накопленных знаний. Активизация интереса к познанию мира. Расширение кругозора.
Задачи: - упражнять в классификации по разным признакам.
- развивать мелкую моторику и сенсомоторную координацию.
- закрепить представления о частях суток и времени
- упражнять в счете предметов по осязанию
- развивать зрительную память, восприятие и внимание.
Публикация «Наглядное пособие для детей 3–7 лет „Гриб-трансформер“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Дидактические игры, пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- упражнять в различении эмоций по схематическим изображениям
- развивать сенсорику (цвет, форма, величина)
- упражнять в прямом и обратном счете
- закрепить знания цифр и букв
Игры с использованием «Гриба-трансформера»
«Умные шнурочки»
Цель: развитие мелкой моторики
Ход игры
Ребенку предлагается прошнуровать ножку гриба; создать узоры из цветной тесьмы.
«Пиктограммы»
Цель: упражнение в различении эмоций по схематическим изображениям
Ход игры.
Детям предлагают разные отрывки из сказок (грустные, радостные и т. д., определив какой отрывок находят соответствующую пиктограмму. Аналогично можно использовать музыкальные произведения и картины.
«Сделай узор»
Цель: упражнение в различении и назывании геометрических фигур.
Ход игры.
Ребенок под диктовку воспитателя составляет узор Например: положи большой красный круг, маленький синий треугольник и т. д.
«Разложи фигуры»
Цель: упражнение в классификации геометрических фигур по разным признакам.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по разным признакам: -отложите
большие красные фигуры и назовите их; -отложите маленькие фигуры, назовите их; - отложите все четырехугольники и назовите их; - назовите разные фигуры.
«Помоги зайчонку»
Цель: закрепление знаний о цифрах и порядковом счете
Ход игры.
На поверхности гриба цифры ребенок подбирает к ним группы овощей (животных, а зайчик проверяет.
«Что спрятали»
Цель: упражнение в различении количественного и порядкового счета.
Ход игры.
Ребенок вкладывает овощи (животных, называя какой овощ который по порядку. Закрыв глаза, другой меняет расположение овощей. Открыв глаза, ребенок называет овощи по порядку и их количество.
Воздушные шары.
Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра.
Материал. Полоска картона (30 х 12 см, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков — «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток (см. рис. 1).
Ход. Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на нее и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к желтой — желтый, к синей — синий и так подобрать и «привязать» все шарики. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязывать» к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары — к зеленой нитке прикладывает, например, желтый шар, к красной — оранжевый, к голубой—фиолетовый и т. д. Объясняет детям, что «привязывать» эти воздушные шарики к ниткам нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.
Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если реб нок затрудняется правильно выполнить задание, воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на полоске ребенка, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
Длительность и повторность. Продолжительность игры — 10 минут, проводится 1—2 раза.
Красивый букет
Цель: Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал. Перфорированная панель из набора мозаики, окрашенная в зеленый цвет,—
«лесная полянка». На ней расположим цветы, вырезанные из бумаги (все цвета спектра) и нанизанные на проволоку. Семь лепестков, окрашенных в цвета спектра. Небольшая вазочка для «сорванных» цветов (см. рис 2).
Ход. Воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть, как много красивых цветов распустилось на лесной полянке». Рядом лежат лепестки. Один ребенок собирает цветки в корзиночку и дает ее воспитателю.
«Я буду давать вам лепесток какого-нибудь цветка, растущего полянке, и называть его окраску, а вы должны будете по лепестку найти и сорвать точно такой же цветок,— говорит воспитатель. — Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать». Воспитатель показывает, как это делается. Затем он дает кому-либо из детей красный лепесток, просит назвать его цвет и найти по этому лепестку цветок на «лесной полянке».
В ходе занятия дети знакомятся с названием всех цветов спек- Когда все цвета будут собраны в букет, их ставят в вазочку и дети еще раз называют тона каждого цветка.
Длительность и повторность. Длительность игры — 10—15 минут. Если дети без труда отыскивают нужный цветок на «полянке», игра в следующий раз усложняется за счет увеличения количества этих цветков (до 28, по четыре на каждый цвет спектра). Как и в первом варианте игры, дети по лепестку-эталону Приют на «полянке» по одному цветку. Игра проводится в каждом варианте 1 раз.
Лебедушка
Цель: Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра. Прослушав народную песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зел ного цвета на бумагу ч рного цвета.
Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см, черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка Баночка с клеем на каждый стол.
Ход. Воспитатель раздает детям материал дли аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»: Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, На траву водичку стряхивает.
Воспитатель объясняет, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с вами тоже сделаем интересную картинку,— говорит воспитатель,— будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка. Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите (показывает образец, кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков — это речка, «по реченьке лебедушка плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая, «белым крылышком помахивает». Белый кружочек положим над дорожкой-речкой. Вот так (показывает). Кто скажет, а какого цвета надо взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить под кружочками синего цвета)».
После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.
Длительность и повторность. Продолжительность упражнения — 10—15 минут. Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с тем или иным предметом, при повторном проведении упражнения необходимо, чтобы этот же цвет обозначал другие предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом случае — василек. Упражнение повторяется 2 раза.
Окраска воды.
Цель: Дать детям представление об оттенках цветов (3 градации цвета, показать способ их получения, учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый.
Материал. Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде (см. рис. 3).
Ход. Воспитатель показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня говорит он,— вы узнаете, какие оттенки имеет каждая из этих кра- сок». Показывает три одинаковые мензурки, наполненные водой. Набирает на кисточку красную краску и опускает кисточку в мензурку. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Хорошо промыв кисточку в чистой воде, воспитатель набирает на нее чуть больше краски, чем в первый раз, опускает кисточку в другую мензурку. Вода окрашивается в темно-красный цвет. Дети отмечают эту разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок. И, наконец, воспитатель, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив мензурки с окрашенной водой рядом, воспитатель подчеркивает, что из одной краски
(красной) можно получить три разных оттенка (темно-красная, чуть светлее и совсем светлая). Затем детям дают по три мензурки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в мензурках в три оттенка - темный, светлый, самый светлый.
В конце занятия дети любуются полученными оттенками краски.
Длительность и повторность. Продолжительность упражнения — 10 - 15 минут, проводится 1 - 2 раза.
Цветной волчок.
Цель: Учить детей получать различные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный»,
«самый светлый».
Материал. Катушки из-под ниток, разрезанные пополам (волчки,— 8 штук. В катушку вставляется заостренная с одного конца палочка. Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении цветного и белого кружков уменьшить или увеличить белый просвет (см. рис. 4)
Ход. Игра проводится с подгруппой детей по 6—8 человек. Дети сидят вокруг стола. На столе лежат разноцветные кружки из бумаги. Воспитатель берет в руки волчок и обраща- ется к детям: «Сегодня я вам покажу, как можно играть с этой веселой игрушкой. Сделана она очень просто — из катушки. В катушку вставляется палочка, заостренная внизу,— волчок готов. Сейчас я буду на палочку надевать разноцветные кружки и вращать волчок, а вы смотрите внимательно, потом скажите мне, какого цвета кружки получаются при вращении волчка».
Воспитатель вращает волчок с красным и белым кружками, при уменьшении или увеличении белого просвета появляются разные оттенки цвета, от самого темного к самому светлому. Затем вращается волчок с синим и белым, зеленым и белым кружками и т. д. Дети называют появляющиеся при вращении волчка цвета и их оттенки. В случае затруднения воспитатель помогает дать названия тому или иному оттенку.
Воспитатель напоминает детям, как они получали такие же оттенки, когда окрашивали воду в разные цвета.
Затем воспитатель раздает детям кружки, волчки и предлагает самим складывать кружки и вращать волчок.
Длительность и повторность. Упражнение продолжается 10—15 минут, проводится 2 раза. Оно считается законченным, когда дети поймут принцип получения оттенков. До- биваться от них умения вращать волчок и получать оттенки самостоятельно не следует.
Украсим лочку
Цель: Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
Материал. Планшет (30 X 50 см) с графическим изображением елочки, верхушку которой украшает снежинка. 14 разноцветных шаров (по два оттенка на каждый цвет спектра) и 18 цветных игрушек (по два оттенка на каждый цвет спектра, белый и черный) — силуэтные изображения из цветной бумаги (см. рис. 5).
Ход. Детям раздаются конверты с силуэтными изображениями елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети, совсем недавно на новогоднем празднике в детском саду,— говорит воспитатель, — все вы весело танцевали вокруг нарядной и красивой елки, украшенной разноцветными огнями и игрушками. Деду Морозу, который был на вашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам вот эту маленькую елочку. Давайте украсим эту елочку разноцветными шарами и игрушками. Вот сколько игрушек оставил нам Дед Мороз. Посмотрите, у каждого из вас в конвертах имеются другие елочные игрушки определенного цвета. Я буду называть какой-нибудь цвет игрушек, и тот из вас, у кого такой цвет, подойдет к елочке и повесит их на нее.
Сначала мы с вами украсим елочку разноцветными шарами. Первый шар, который мы повесим на елочку, красный. У кого из вас красные шарики?»
Ребенок, у которого в конверте красные шарики, подходит с ними к елочке и, показав шарики всем детям, украшает елочку. Остальные дети в это время наблюдают, соответствуют ли цвета шаров и игрушек, которыми украшается елочка, их названию. За красными шариками на елочку крепятся оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые. В такой же последовательности вслед за шарами елочка украшается игрушками, окрашенными в основные цвета спектра и их оттенки. Кроме основных цветов спектра, в наборе игрушек имеются белый и черный цвета.
После того как елочка украшена, детям предлагают перечислить, какого цвета игрушки повешены на елку.
Длительность и повторность. Продолжительность игры — 12 — 15 минут. Повторность игры зависит от умения детей правильно подбирать игрушки по слову.
Какого цвета не стало.
Цель: Учить детей самостоятельно определять и называть цвет предметов с указанием признака (светло-зеленый, темно-синий и т. д.).
Материал. Набор разноцветных шаров (по три оттенка каждого цвета спектра, черный, серый, белый).
Ход. Воспитатель показывает детям один за другим несколько шаров разного цвета. Дети называют их цвета (хором или по одному). Воспитатель раскладывает на столе шары так, чтобы они были хорошо видны, затем предлагает детям закрыть глаза и в этот момент убирает один из шаров. Дети должны внимательно посмотреть и сказать, какого цвета шар отсутствует. Желающие ответить поднимают руку.
Длительность и повторность. Продолжительность игры — 12—14 минут, повторяется 1—2 раза. При повторном проведении игры воспитатель по своему усмотрению может менять предметы. Следует помнить, что они должны отличаться друг от друга только по цвету.
Назови геометрическую фигуру.
Цель: Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, на каждой таблице контурные изображения двух — трех фигур в разных положениях и сочетаниях (см. рис. 6). Таблицы вложены в конверты.
Ход. Упражнение проводится с подгруппой (5—6 детей). Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5—6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно провести контуры фигур, воспитатель помогает — рукой ребенка проделывает нужные действия в воздухе.
При повторном проведении упражнения воспитатель меняет таблицы.
Карточки с различным размещением геометрических фигур к упражнению «Назови геометрическую фигуру»
Угадай, что это…
Цель: Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал. Наборы плоскостных геометрических фигур — круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева, пластмассы, картона. Ширма. Ход. Воспитатель раскладывает на столе знакомые детям геометрические фигуры, предлагает одному ребенку взять какую-либо фигуру, внимательно рассмотреть ее, затем ощупать кончиками пальцев контур фигуры. «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю фигуры. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз. Еще один уголок.» — говорит воспитатель и следит, чтобы все дети поняли, как выполняется обследование фигуры. «Как называется эта фигура? — спрашивает воспитатель и тут же уточняет: — Правильно, квадрат». После этого воспитатель предлагает ребенку определить и другие свойства фигуры: «А теперь погладь пальцами фигуру, узнай, гладкая она или шероховатая, надави кончиками пальцев и узнай, твердая фигура или мягкая, на ощупь определи, из какого материала сделана фигура». Затем дает образец словесного описания: «За ширмой я нашла квадрат. Он плоский, гладкий, твердый, сделан из дерева». После осматривания и ощупывания фигуры воспитатель помещает ее за ширму, где находятся еще две фигуры, и просит ребенка выбрать на ощупь ту фигуру, которую они рассматривали. Если он ошибся, фигура вновь рассматривается и ощупывается. Игра проводится с подгруппой (5—6 детей).
Продолжительность анализа фигуры на ощупь — 2—5 минут. Игра повторяется до тех пор, пока дети не овладеют способом осязательного обследования.
Чудесный мешочек.
Вариант 1
Цель: Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой заключается в том, что, наряду с плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия.
Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур— в мешочке, другой — на столе.
Ход. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем»,— говорит воспитатель. После того как мешочек найден, дети рассаживаются на свои места. Воспитатель достает несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигу- ры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Дети отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры. При повторном проведении игры меняются фигуры, постепенно увеличивается их количество.
Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.
Вариант 2
Цель: Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру па ощупь, а затем находят такую же на столе. Эта игра завершает ознакомление детей 4—5 лет с геометрическими фигурами.
Материал. Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре, он раскладывается на столе, другой такой же набор — у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек.
Ход. Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой: «Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе». Дети поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно узнал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают правильность выполнения задания.
Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.
Составь целое из частей.
Цель: Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей.
Материал. Образцы — плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник). В конвертах находятся такие же фигуры, разрезанные на две и на четыре части (см. рис 7).
С одной стороны все фигуры окрашены одинаково—в красный цвет, с другой — круг и его части — в желтый цвет; квадрат и его части — в синий, а прямоугольник и его части
— в зеленый. На каждого ребенка приходится по набору плоскостных геометрических фигур и их частей.
Ход. В игре принимают участие трое детей. Воспитатель показывает одну геометрическую фигуру (круг, квадрат или прямоугольник, спрашивает детей, как она называется; затем предлагает отметить цвет частей этой фигуры, которые достает из конверта. Дети постепенно составляют целые фигуры, ориентируясь на цвет. Если они правильно составляют фигуры, то воспитатель предлагает перевернуть все части фигур красной стороной вверх и перемешать их, а затем уже составлять фигуры в соответствии с особенностями формы каждой части.
В случае затруднения воспитатель показывает детям способы составления из частей целой фигуры, возможные комбинации частей. Ребенок обозначает свои действия словами.
Игра заканчивается, когда дети составят все геометрические фигуры. Продолжительность выкладывания фигуры — 5 минут.
Что изменилось…
Цель: Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции).
Материал. Несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора.
Ход. В игре принимают участие все дети. Они сидят полукругом вокруг стола. Один ребенок подходит к столу и выкладывает узор из форм, располагая фигуры по своему усмотрению. После этого он уходит в другую комнату, а воспитатель делает замену — переставляет фигуры. Дети внимательно смотрят и запоминают, какие изменения произошли в узоре. Ребенок возвращается из другой комнаты и определяет, что изменилось. Все оценивают результат выполнения задания, поправляют и помогают найти ошибку в случае затруднения. Можно усложнить правила игры: воспитатель раскладывает на столе узор из фигур и предлагает детям запомнить количество фигур и их расположение, а на соседнем столе составить узор из таких же плоскостных фигур.
Повторность игры зависит от степени овладения умением находить фигуры по памяти.
Цветные круги.
Цель: Учить детей устанавливать отношения между пятью объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. В этой игре дети впервые знакомятся с отношениями элементов в ряду. Вначале при накладывании кругов они ориентируются на цвет. Но затем, когда дети снимают круги и располагают в ряд, их внимание фиксируется на основном свойстве ряда — его односторонней направленности (круги становятся все меньше или все больше). Следует добиваться, чтобы дети научились правильно без проб и ошибок размещать круги.
Материал. Наборы для детей и воспитателя, состоящие из четырех серий кругов. Каждая серия включает 5 кругов постепенно убывающих размеров, ободки кругов каждой серии окрашены в один из основных цветов, при правильном накладывании кругов получается сплошной фон. Диаметр большого круга — 10 см, маленького — 2 см
Руководство. В игре принимают участие четверо детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по набору кругов и обращает внимание на то, что материал контролирует каждую ошибку: «Самый маленький круг красного цвета. Если мы положим его на больший, то получится один круг красного цвета. Посмотрите, дети, мы закрыли розовый цвет. Ободки круга совпали по цвету. А если мы неправильно подберем круг, не той величины, то не будет общего красного круга». После этого детям предлагается наложить круги, чтобы получился сплошной фон (меньший круг следует наложить на больший). Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания. После этого дети снимают круги по порядку, раскладывая их на столе, и рассматривают получившийся ряд, называют величину кругов, отмечают направление ряда (от большего к меньшему или от меньшего к большему).
Игра заканчивается, когда все четыре серии кругов дети разложат на столе по указанию воспитателя. Игра повторяется 1—2 раза.
Развернутый вид «Гриба - трансформера»