Ирина Котова
Групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 2–4 лет «Солнышко на ножке»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Солнышко на ножке».
Выполнила и разработала: Котова Ирина Владимировна
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 2-4 лет.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, физ. работник).
Публикация «Групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 2–4 лет „Солнышко на ножке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчик. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание.
Детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Солнышко на ножке».
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о первоцвете, его характерных особенностях;
- формировать бережное отношение к природе;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть части строения одуванчика.
- иметь простейшие представления о его характерные особенностях, способе размножения, этапах роста;
- знать о пользе или вреде, которую одуванчик приносят людям и животным;
- освоение разных технических приемов для изображения одуванчика.
Предварительная работа:
- наблюдение за одуванчиками;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одуванчик»;
- знакомство и разучивание стихов об одуванчике: Е. Серова «Одуванчик»,
З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько «Одуванчики», Т. Собакина «Если я сорву цветок», отгадывание загадок;
- знакомство и Д/и «Цветы» (парные картинки, П/и «Найди цветок»;
- разучивание песни «Одуванчик» и танца «Веселые одуванчики»;
- просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щеки?»;
- изготовление одуванчиков из гофрированной бумаги и салфеток.
Сотрудничество с семьёй:
- Создание экологической газеты об одуванчике.
- Выставка поделок «Солнышко на ножке».
Взаимодействие со специалистами: Развлечение «Солнышко на ножке».
Продукт проектной деятельности: экологическая газета, иллюстрации, фотографии развлечения, аппликация из салфеток «Одуванчик», семейные поделки, выставка рисунков «Одуванчики», цветы из бумаги.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область Познание
Форма деятельности
Наблюдение 1
«Знакомство с одуванчиком»
Наблюдение 2
«Одуванчик и мать-и-мачеха?»
Наблюдение 3
«Одуванчики разные – желтые и белые»
Беседа «Одуванчик»
(см. Приложение 1)
Беседа «Кому нужен одуванчик?»
(см. Приложение 2)
Опыт «Летающие семена»
Образовательная область Чтение художественной литературы Загадки (см. приложение 4)
«Одуванчик» Е. Серова
«Одуванчик» О. Высотская
«Одуванчик» З. Александрова
Образовательная областьХудожественное творчество
Рисование «Одуванчик»
Аппликация «Цветочек для мамы»
Семейные поделки «Солнышко на ножке»
Образовательная область Социолизация
Д/и «Собери цветы»
Парные картинки «Цветы»
П/и «Кто быстрее соберет букет», «Найди цветок», «Мотыльки»
Развлечение «Солнышко на ножке»
(см. Приложение 3)
Образовательная область Музыка
Танец «Веселые одуванчики»
Песня «Одуванчик»
План реализации проекта:
Виды деятельности Наблюдения
Сроки 06.05.13 14.05.13 23.05.13
РезультатыРасширение кругозора и экологических представлений
Форма результата рисунки
Виды деятельности Беседы «Одуванчик», «Зачем нужен одуванчик?»
Сроки: 08.05.13 21.05.13
Результаты: Знание характерных особенностей одуванчика, его частей. Знания о пользе и вреде одуванчика
Форма результата: Конспект беседы.
Виды деятельности:Разучивание стихов и песен.
Сроки: В течение месяца
Результаты: Знание стихов и песен.
форма результата: Развлечение
Виды деятельности[/i Д/и: «Парные картинки - цветы»,
«Собери цветы» П/и:«Найди цветок», «Кто быстрее соберет букет».
Сроки: В течение месяца
Результаты: Представления детей о внешнем виде цветка.
Виды деятельности[/i Выставка семейных поделок «Солнышко на ножке»
Сроки:16.05.13
Результаты: Творческий продукт
Форма результата:Выставка
Виды деятельности: Художественное творчество
Рисунки «Одуванчики», аппликация «Цветочек для мамы»
Сроки: 15.05.13 21.05.13
Результаты: Творческий продукт изобразительной деятельности
Форма результата: Выставки детских работ
Виды деятельности:Опыт «Летающие семена»
Сроки: 29.05.13
Результаты:Знание о способе размножения одуванчика. Форма результата: Рисование «Парашютики»
Виды деятельности:Развлечение «Солнышко на ножке» Сроки: 30.05.13
Результаты:Воспитание эмоциональной отзывчивости
Форма результата: Фотографии
Приложение № 1
Беседа «Одуванчик»
Цель: Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: макет - цветок, картинки: одуванчик с грустным и веселым лицом, лейка, ваза, ножницы, солнышко, тучка, венок, букет, полянка.
– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета. На что похож цветочек у одуванчика.
– Посмотрите на картинку, какое настроение у одуванчика? (Плохое, грустное)
– А почему Вы решили, что грустное? (Грустное лицо, плачет)
– А теперь рассмотрите эту картинку? Что изменилось? (Одуванчик веселый, улыбается)
- На столе лежат картинки. Около веселого одуванчика нужно положить картинки, которые помогают ему быть веселым, а около грустного, которые сделали одуванчика грустным.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него было всегда хорошее настроение.
Приложение № 2
Беседа «Кому нужен одуванчик?»
Цель: Дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: картинка с изображением цветка и любого насекомого, игрушка заяц, очки, халат, фонендоскоп.
– Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они завянут)
- Правильно! Без цветов будет уныло и грустно.
Т. Собакина
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
– А что изображено на этой картинке?
- На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед.
Стук в дверь.
- Кто это к нам пришел? (зайка)
- Зайка почему ты грустный? (Заболел.)
- Тогда тебе надо к доктору Айболиту (воспитатель переодевается).
Осматривает зайку.
- Да, зайка и правда заболел. У него болит живот. Надо прописать зайчику витамины.
- А где же мне взять витамины?
- В лесу и в поле есть полезные растения. Например, одуванчики, в них много витаминов.
- Спасибо доктор Айболит. Я побежал лечиться и всем своим друзьям зверятам расскажу, что одуванчик, это полезное лекарственное растение.
- Ребята, а вы запомнили, кому нужны одуванчики?
Приложение № 3
Сценарий развлечения «Солнышко на ножке»
Ведущий: Ярко светит солнышко, наступили теплые весенние деньки. Ребята, давайте поедем на луг.
Инсценировка песни «Вот мы в автобусе сидим…» (музыка с мамой)
Вот мы и приехали, пойдемте гулять. Дети ходят по залу, рассматривают цветы, садятся на стульчики.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты. (Иван Суриков)
- Кто это спрятался за пенечком?
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц).
Заяц: Я по лугу пробегу,
Цветочков много я нарву.
Вылетает бабочка.
Бабочка: - Зайка, что же ты наделал! Теперь мне не полакомиться сладким нектаром. Пчелки не принесут вкусный мед, А жучки и букашки, ночью спали в цветочках, когда солнышко садилось, цветочки закрывали свои головки, и насекомым было тепло и уютно.
Вед: Ребятки, можно рвать цветы?
Заяц: Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял - и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял? (В. Викторов)
ВЕД: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Заяц: Простите меня, я больше не буду. Я всем друзьям расскажу, что нельзя рвать цветы.
Вед: Какие цветы растут у нас на лугу? (одуванчики)
А как вы их узнали? (ответы детей)
Ребенок:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
Ребенок:
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!
Вед: Вечером, когда солнышко уходит, одуванчик закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, когда только появляются лучи солнца, одуванчик просыпается и подставляет свои лепесточки солнышку. Сейчас мы с вами превратимся в одуванчики.
П/И «ОДУВАНЧИКИ»[/i] (под музыку дети выполняют движения)
Наши жёлтые цветки
(сидят на корточках, руки сцеплены в замок)
Распускают лепестки.
(встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(покачиваются из стороны в сторону)
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
(соединяют пальцы рук в «бутон»)
Головой качают,
(«бутоном» покачивают вправо-влево)
Тихо засыпают.
(садятся на корточки, ладошки под голову)
Утром ранним все цветки
Вновь распустят лепестки.
(поднимаются, раскрывают «бутон»)
- Давайте споем песенку про одуванчик.
ПЕСНЯ «ОДУВАНЧИК» (ст. Н. Вавиловой, муз. С. Ананьева)
Вед: На что похож одуванчик? (На солнышко) А чем он похож на солнце? (круглый, жёлтый)
Вед: А это что за цветок? (тоже одуванчик) Что же с ним случилось?
Ребёнок
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
Ребенок
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Ребенок
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел.
Вед: стал одуванчик белый, белые парашютики – семена, подует ветерок и полетят семена на другие полянки. Берите одуванчики, будем танцевать.
ТАНЕЦ «ОДУВАНЧИК» (под песню «Одуванчик» детская студия «Дельфин»)
Бабочка: А вы умеете отгадывать загадки
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Смотрите сколько у меня масок, хотите стать красивыми бабочками.
Подвижная игра «Бабочки»
(детям одевают маски бабочек, в руках нарисованные одуванчики, дети раскладывают одуванчики на полу и встают на цветок)
На зеленом на лугу
Бабочки летают (полетели)
И с цветочка на цветочек
Весело порхают.
Тетя вышла на лужок
У нее в руках сачок.
Улетай скорей, дружок! (дети убегают, становятся на цветы)
Бабочка:
Подарю я вам пакет.
Вкусных в нём полно конфет! (С. Буслова)
Вед: Наша прогулка по лугу закончилась, нам пора отправляться в детский сад.
Приложение 4
Художественное слово.
Стихи
В. Данько:
По краешку канавки,
На травяном диванчике
Весёлою гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет красно солнышко,
Где же одуванчики.
Е. Серова
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
О. Высотская
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!
З. Александрова
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел.
Т. Собакина
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Загадки
- Рос шар бел, ветер дунул - улетел.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший.
В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!
На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.