Групповой творческий проект «Ракушка-путешественница»

Оксана Маркина
Групповой творческий проект «Ракушка-путешественница»

Групповой творческий проект «Ракушка-путешественница»

днажды Алеся принесла в группу ракушку которую они с мамой нашли на берегу моря. Сначала мы вспомнили, что мы знаем о ракушках. Оказалось не так уж много. Естественно у детей сразу возникло много вопросов:

-Как называется ракушка, чем она питается? Кто живет в ракушках? Можно ли её есть?.

У ребенка дошкольного возраста в первую очередь необходимо формировать развитие познавательной активности.

Из энциклопедии мы узнали, что в таких раковинах живут моллюски. называется ракушка -рапан.

Проанализировав результаты беседы с детьми на тему «Как на Черном море появились рапаны?» выяснили, что дети знают по данной теме; что хотели бы узнать; что надо сделать для того, чтобы узнать.

Заполнили таблицу:

Что мы знаем? Что мы хотели бы узнать? Что надо сделать, для того чтобы узнать?

В море живут разные рыбы, медузы, дельфины, крабы,ракушки.

(Амина) Как называются ракушки, что они едят?

(Никита) Посмотреть по телевизору.

(Марк)

На берегу есть много ракушек.

(Ваня) Кто живет в ракушках?

(Даша) Прочитать в интересных книгах.

(Алеся)

Черное море наше, мы на нем живем.

(Лиза) Можно ли есть рапана?

(Марат) Спросить у мамы и папы.

(Роберт)

Что из раковины рапана можно сделать?

(Степа) Чем помочь морю?

(Рома) Прогуляться по берегу моря

(Максим)

Детский совет по теме «Рапан»

Итак, тема определена, теперь надо составить совместный план работы над проектом. Для составления плана используем модифицированную «Модель 4х вопросов» Л. В. Свирской (Что мы знаем про рапан? Как можем это знание применить? Что мы хотим узнать о рапанах? Что нужно сделать, чтобы узнать).

Эти вопросы позволили выявить уровень актуальных знаний детей о рапане и их информационные запросы, которые и легли в основу планирования. В результате совместного обсуждения проблемы, дети вместе с воспитателем составили совместный план работы над проектом, родители тоже не остались в стороне, и внесли свои предложения.

В течение недели дети совместно с воспитателями и родителями работают над проектом. Презентация проекта проходит в форме, книги-сказки про ракушку изготовленной детьми совместно с воспитателями которую дети придумали сами. Ребенок (или группа детей, взяв в руки такую книгу рассматривает картинки, может развязав ленточки,связывающую страницы книги изменить последовательность сказки, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме. В конце книги несколько пустых страниц, где дети могут придумать иной конец сказки и нарисовать его.

Актуальность проблемы:ФГОС уделяет большое внимание познавательному развитию дошкольников, воспитатели в свою очередь поощряют и строят свою работу на основе интересов дошкольников. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Данный проект предполагает системную работу, в результате которой дети познакомятся с флорой и фауной Черного моря, получают знания.

В проекте "Ракушка путешественница" изложены организация и содержание работы не только воспитателей с детьми, но и их родителей.

Цель:Расширять представления о флоре и фауне Черного моря.

Задачи:

-Познакомить детей с ещё одним из обитателей подводного мира Чёрного моря –рапаной.

-Развивать познавательную и поисковую деятельность дошкольников.

- формировать знания и представления о рапане;

-обогащать словарный запас детей новыми терминами;

-развивать связную речь;

-формировать желание изучать морские глубины;

-закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках,

строении, действиях, которые они могут совершать;

-развивать интерес к природе родного края, бережное отношение к ней, умение

видеть её красоту и неповторимость;

-воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта:одна неделя.

Прогнозируемый результат:

Расширение представлений детей об обитателях Чёрного моря.

Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по воспитанию экологической культуры у детей.

Формирование интереса к познанию жизнедеятельности моря, любви и бережного отношения к природе.

Расширение представлений детей об флоре и фауне нашей планеты и региональной особенности нашего края - Чёрном море.

Начальный этап проекта:

• Создать развивающую среду, способствующую углублению знаний детей о флоре и фауне Черного моря, направленную на развитие познавательной активности дошкольников.

. Работа с родителями:

Провести просветительскую работу среди родителей с целью привлечения внимания к маршруту выходного дня по черноморскому побережью, направленную на развитие познавательной активности, воображения, мышления дошкольников

Особый акцент в данной работе поставлен на формирование экологической культуры в семье, так как с родителями дети чаще бывают на море, чем с педагогами.

1. Разработка памяток для родителей «Маршрут выходного дня».

2. Собрать коллекцию ракушек.

3. Проведение выставки совместных творческих работ детей, родителей и воспитателей «Сокровища Черного моря».

Работа педагогов:

Воспитатель - главное, действующее лицо в организации работы. Именно он постоянно работает с дошкольниками: проводит экскурсии, организует занятия, игры, досуги, привлекает к участию в проекте родителей. Формы и методы работы педагоги определяют в зависимости от навыков и умений детей. Для получения дополнительной информации по данной теме воспитатели использовали интернет ресурсы:

1.crimaniak.com,www.anapa.info, www.maam.ru.

2. Развивающая среда в группе «Все о Черном море».

В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьезной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, но для этого необходимо создать предметно-развивающую среду. Поэтому в группе необходимо правильно подобрать и своевременно предоставить детям наглядные средства по ознакомлению с обитателями Черного моря. На столах и в открытых шкафах целесообразно разместить макеты,ракушки. По содержанию дидактический материал должен быть сориентирован на возраст, индивидуальные возможности детей, доступен, удобен в пользовании, рационально, логично расположен, интересен детям.

Основной этап проекта:

Проект реализуется по двум направлениям:

совместная деятельность с детьми;

взаимодействие с родителями;

Совместная деятельность с детьми включает блоки:

«Знакомьтесь – наше Черное море».

Изготовление книги-сказки:«Ракушка путешественница».

Реализация каждого блока осуществляется в соответствии с перспективным планом

Каждый блок начинается с занятий познавательного цикла. Эти занятия проходят в игровой форме, сопровождаются просмотром слайдов, что помогает более точно сформировать представления о животном мире и природных явлениях Черного моря (см. приложение №2). Много впечатлений и знаний дети получают во время бесед экскурсий на берег моря. Они любуются красотой морского побережья, слушают шум волн, дышат свежим морским воздухам и конечно знакомятся с жизнью моря (см. приложение №4).

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (см. приложение№3,5).(рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. Дети находятся в предметно-развивающей среде группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: физкультурных досугах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх (см. приложение №7).

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. Воспитатели загадывают загадки, задают проблемно-поисковые вопросы и вместе с детьми ищут выход из предложенных ситуаций, с которыми дети справляются самостоятельно, используя полученные знания и умения (см. приложение №8-10).Совместно с детьми придумали сказку про ракушку путешественницу и изготовили книгу.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей экологической культуры.

Работа с родителями по формированию у детей экологической культуры включает следующие мероприятия:

семейные конкурсы, выставки, фото и видео - репортажи;

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Данные формы проведения мероприятий предполагают интеграцию различных видов познавательной, игровой и продуктивной деятельности детей с использованием различных технических средств обучения. Мероприятия могут проводиться как в детском саду, так и на экскурсиях.

Ожидаемые результаты

создание достаточных условий для развития познавательной деятельности дошкольников.

разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках расширения представлений детей о флоре и фауне нашей планеты и региональной особенности нашего края - Чёрном море.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Используемая литература:

1. Интернет ресурс: crimaniak.com,www.anapa.info,www. maam.ru.;

www.kpovt.info

2. Интернет ресурс: «Энциклопедия «Тайны моря».2010г.

3. Вершинин А. «Жизнь Черного моря». Москва 2003г.

4. Николаева С. Н «Юный эколог» - программа экологического воспитания дошкольников. / М- 2004.

5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург «Детство-Пресс 2007г.

Приложение №1

Перспективный план тематической недели «Черное море мое»

Дни недели Совместная деятельность с детьми Работа с родителями

понедельник 1. Беседа «Как появились рапаны».

Просмотр презентации «Подводный мир Чёрного моря» (приложение 2)

2. Чтение стихов и рассказов о ракушке. (приложение 10)

3. Слушание песни «Ракушка». Катя Цхай. (флешнакопитель)

Принять участие в изготовлении макета

«Берег Черного моря». Изготовление атрибутов к подв. играм.

вторник 1. Ознакомление с окружающим «Кто такие, моллюски»

2. Чтение сказки про ракушку. (приложение 9)

3 Физкультурный досуг «Ракушки Чёрного моря» (приложение 7)

3. Подвижная игра «Море волнуется» Организация экскурсии на берег Черного моря.

Подбор стихов, сказок и песен о ракушках.

среда 1. Экскурсия на берег Черного моря

2. Постройки из песка «Морская фантазия»

3. Дидактические игры «Сколько больших ракушек и маленьких, «Разложи рапан по размеру», «Кто, где живет».

4. Оригами «Ракушка». Организация похода к выставке «Ракушки Чёрного моря» Подобрать коллекцию ракушек.

четверг 1. Составление коллекции «Ракушки Черного моря»

2. Опыт: «Что быстрее тонет?», «Шумит не шумит?».(Сравнение разного вида ракушек).

3. Посещение выставки «Сокровища Черного моря»

2. Подвижные игры «Водолазы», «Море волнуется».

4. Слушание песни «Пять ракушек». (флешнакопитель) Организация выставки.

Подобрать материал для изготовление книги, макета.

пятница 1. Коллективная творческая работа по изготовлению книги «Сказка про ракушку» (приложение 1

2 Игры с макетом «Берег Черного моря».

3. Арт-терапевтическое занятие «Путешествие ракушки». Принять участие в изготовлении книги.

Авторская разработка сказки воспитателей Маркиной Оксаны Вадимовны,

Гриценко Оксаны Николаевны

Сказка «Ракушка - путешественница».

У побережья Японии, на дне глубокого Тихого океана, жила маленькая ракушка – рапана. Её все обижали, ей было очень темно, страшно и холодно. Однажды к ней подплыла старая и мудрая черепаха и сказала:

– Знаешь ракушка, очень далеко отсюда, есть чудесное море – оно называется «Чёрное море», там голубое небо, а на небе огромное и яркое солнце. А дно морское как в сказке, одна половина – Южная, состоит из камней, а вторая половина – та, что Северней, состоит из прекрасного, кварцевого песка.

– Как интересно! Очень красиво ты рассказываешь – ответила ракушка-рапана, но у него такой страшное название «Чёрное море» там, наверное, страшнее и опаснее чем здесь.

– Что ты, что ты – сказала мудрая черепаха, – если бы там было страшнее, чем здесь, я тогда ничего бы тебе не говорила. На самом деле оно синее, иногда голубое, а еще бывает бирюзового цвета. Оно намного теплее нашего океана. И жители там очень добрые, особенно дельфины, они не только добрые, но и очень любят играть.

– Дель-фи-ны, интересное название – сказала ракушка-рапана, но тогда почему такое красивое море назвали «Чёрное» и откуда ты про это море знаешь?

– Это всё птицы, Чайки да Альбатросы. – ответила черепаха, – Когда они летят, то с высоты им море кажется очень тёмным, почти чёрным по сравнению с другими, поэтому они называют его «Чёрным» когда рассказывают свои интересные, весёлые истории.

– Но зачем ты мне рассказываешь про это «Чёрное море»? – спросила ракушка-рапана.

– Я же вижу как тебе здесь одиноко и холодно, ты же не с кем не дружишь, здесь все тебя обижают – ответила черепаха, – мне тебя очень жалко.

– Ну, ну как же я туда попаду? – спросила ракушка-рапана. – Это ведь очень далеко, а я маленькая, не умею плавать.

….

Сказку дополняют дети.

Приложение

Сказка «Ракушка».

На дне самого красивого моря жила большая ракушка. Однажды к ней подплыла черепаха и сказала:

– Знаешь ракушка, ведь там наверху есть суша. Она такая красивая. На ней живут люди, над ними голубое небо и огромное солнце. Хочешь, я покажу тебе её?

– Да, конечно, – ответила с радостью ракушка.

– Садись ко мне на спину – сказала черепаха, и выплыла вместе с ракушкой на сушу. На берегу играли дети. Один из мальчиков увидев черепаху, бросил в неё свой мяч. Она очень испугалась и убежала, оставив ракушку на берегу. Мальчик взял ракушку и понес её домой. Дома он положил её в аквариум, где плавали маленькие и красивые рыбки.

– И это всё? – про себя подумала ракушка – А как же суша? И почему меня оставила черепаха? А на следующий день мальчик показал ракушку своей старшей сестре.

– Я нашел её на берегу. А она, правда, очень красивая?

– Да, и к тому же такая большая – ответила сестра.

Так и осталась ракушка жить в аквариуме с рыбками. Проходили дни, а ракушке было очень грустно. В аквариуме плавали красивые рыбки: зелёные, красные, жёлтые. Они каждый день успокаивали ракушку, но она очень хотела домой.

– А где ты раньше жила? – спросила однажды её красная рыбка.

– Я жила на дне самого красивого моря.

– А что такое море?

– А разве вы не знаете что такое море?

– Нет – ответили рыбки – нас вырастили в зоомагазине.

– Море – это где живут такие же рыбки похожие на вас. Там плавают хищные акулы, огромные киты и добрые дельфины – сказала ракушка.

– А я поняла это огромный аквариум – сказала зеленая рыбка.

– Нет, это не аквариум, а море огромнее, чем ваша суша.

– Там наверно есть дома?

– Нет, там нет ни домов, ни солнца, ни неба. Зато там растут цветы и красивые водоросли.

– А кто же ухаживает за вами?

– Никто, мы живём сами по себе. – ответила ракушка.

Так проходили дни. И с каждым днем ракушка все грустила и грустила. Но вдруг она начала темнеть. Однажды мальчик заметил это и рассказал об этом сестре.

– Надо отпустить её обратно в море – сказала сестра мальчика.

– Нет – сказал мальчик – я её нашел и она моя.

– Однажды домашний кот мальчика подпрыгнул к аквариуму, просунул туда свою лапу и стал ловить рыбок. Он поранил всех рыбок, но так и не смог их вытащить. И рыбки стали умирать. Утром мальчик увидел, что все рыбки погибли, и во всём стал обвинять ракушку. Как только он выбросил всех рыбок и ракушку на траву, то сразу же подбежал кот. Ракушка заметила, что желтая рыбка еще живая.

– Постарайся прыгнуть ко мне, когда я откроюсь – сказала ракушка. Ракушка открылась, рыбка прыгнула, и ракушка закрылась, спрятав её у себя. Увидев это, мальчик отогнал кота. Он взял ракушку и рыбку, положил их в аквариум и сказал:

– Да! Не могу поверить, что даже ракушка способна на такое. Спасибо тебе ракушка. Ты спасла мою любимую рыбку. Прости меня. Я отпущу тебя на море. После слов мальчика, ракушка сразу же посветлела. Его сестра услышала это и очень обрадовалась. Они проехали весь город, чтобы добраться до моря. И ракушка увидела дома, машины, голубое небо и яркое солнце. На берегу, они попрощались с ракушкой и отпустили её в море. Когда ракушка оказалась на дне, к ней сразу же подплыла та самая черепаха.

– Почему ты меня оставила? – спросила её сразу же ракушка.

– В меня бросил мяч тот мальчик, который играл на берегу, и я очень испугалась. Прости меня ракушка – ответила черепаха.

– А я жила у этого мальчика, который взял меня на пляже. – И ракушка рассказала все, что произошло с ней.

– Хочешь, но только ночью мы опять выплывем на сушу. Теперь я не оставлю тебя – сказала черепаха.

– Нет, подожди, я так соскучилась по своему красивому морю! Мы потом пойдем с тобой путешествовать, чтобы увидеть голубое небо, огромное солнце и красивую сушу, где живут очень добрые люди! – сказала ракушка.

«Книга «Сказка о ракушке»

Творческая коллективная работа с детьми старшей группы.

Автор разработки воспитатель Маркина Оксана Вадимовна и Гриценко Оксана Николаевна.

Цель:учить детей созданию коллективной работы –книги «Сказка про ракушку путешественницу

Задачи:

• учить детей придумывать сюжет сказки и запечетлять его на бумаге;

• совершенствовать работу из разнофактурной бумаги, используя различные приёмы: скручивание, сминание, обрывание; из пластилина, ракушек, веревочек.

• расширять социальный опыт детей о подводном мире, его красоте, любви и бережном отношении к окружающему;

• упражнять детей в ориентировке на плоскости, располагая сюжет картины на всём листе, отражать в речи пространственные связи с помощью предлогов и наречий: внизу, вверху, рядом, между, над, перед, за;

• развивать творческие способности и доводить начатое дело до конца,развивать мелкую моторику;

• активизировать словарь: скручивание, сминание, водоросли,ракушкарапан, контуры, картинная галерея.

• воспитывать умение работать коллективно, желание делать добро, радоваться общим успехам;

Материал к занятию: цветной картон, цветная бумага, разноцветные салфетки, ножницы, карандаши, клей-карандаш, восковые мелки, пластилин, магнитофон с диском «Звуки моря».

Предварительная работа: беседа о море, просмотр презентации «Ракушка путешественница», рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, сказок и стихов.

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами узнали очень много нового и интересного о море. Мы с вами живем на море. Кто знает, как называется наше море? А почему оно получило такое название? А какие обитатели населяют Черное море?

-Мы сегодня с вами будем рассказывать о морских обитателях с помощью бумаги.

-Но сначала вы должны отгадать морские загадки.

1. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин) 4. Плоский он. Размером разный.

Хвост его бичеобразный.

Лишь один несёт отряд

Электричества заряд! (Скат)

2. Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь - быть беде! (Медуза.) 5. Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг … (Морской конек)

3. Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это. (Краб)

6. Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый". (Ракушка)

- Молодцы, ребята, справились с загадками. Теперь вы знаете, кто живет в нашем Черном море. Теперь можно смело приступать к заданию. Приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

И вот перед нами море (Дети делают волнообразные движения руками, руки в стороны)

Бушует оно на просторе

А в море высокая ходит волна (Пальцы рук сцеплены, делают волнообразные движения)

То вверх до небес, то вниз до дна.

Качает вода соленая (Руки вверх подняты, делают покачивание)

Водоросли зеленые.

Скачут весело дельфины (Сложены руки ладонями друг к другу, руками делать волнообразные движения)

Подставляя солнцу спины

На волнах качаются

Солнцу улыбаются. (Поднимают руки вверх ладонями)

-Дети, подумайте, что каждый из вас хотел бы сделать из бумаги для нашей сказки. (Дети выбирают материал, необходимый для выполнения картины).

Коллективная работа сопровождается музыкой «Звуки моря»

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, яркая картина у нас получилась. Море на нашей картине чистое, светлое. А что мы с вами должны делать, чтобы оно оставалось таким? Послушайте, что может случиться с морем, если его не беречь.

Вот теперь наша с вами «Книга-сказка» готова!

Публикации по теме:

Долгосрочный групповой совместный детско-родительский творческий проект «Вместе мы сможем» Авторы проекта: Ларионова Н. Е., Степанова Ю. М. Содержание проблемы и обоснование её решения с помощью данного проекта. В настоящее время.

Групповой информационно-творческий проект «Городецкие узоры» Групповой информационно- творческий проект «Городецкие узоры» Срок реализации: 1 месяц Вид проекта: групповой (подготовительная группа).

Групповой экологический проект «Первоцветы» Ознакомление дошкольников с природой является одно из важных задач в работе с детьми. Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений.

Информационно-творческий групповой проект «Пасхальные творения» Тип проекта: информационно-творческий, совместный Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный Возраст: 4- 5 лет. • Участники:.

Автор публикации:
Групповой творческий проект «Ракушка-путешественница»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 22:28
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический проект «Природа — наш дом»
Актуальность проекта: В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого...
Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Помогаем Золушке...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию «Помогаем Золушке собраться на бал» . Цель: Познакомить детей со способами и методами...
Фото отчет «Кормушки для птиц»
"Птичкам зимой очень голодно, Ты им кормушку повесь" Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова Елена Гурьевна. В нашем городе организован конкурс...
Фотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и родителей «Скоро, скоро Новый...
Фотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и родителей «Скоро, скоро Новый год! » ( средняя группа) Снег идёт, снег идёт! Значит, скоро...
Конспект прогулки «Наблюдение за погодой»
Цель прогулки: формировать у детей умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления о свойствах снега,...