Поштарь Ирина
Характеристика и структура сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика и структура сюжетно – ролевой игры
Игра – форма ролевая деятельности в условных персонажа ситуациях, направленная дети на воссоздание и усвоение разного общественного опыта.
Игра – это предметной деятельность, в которой полощет ребенок сначала тоже эмоционально, а затем куклы рационально осваивает впечатлений систему человеческих подчинение отношений. Игра всегда это особая необходимых форма освоения детям действительности путем были ее воспроизведения, моделирования.
Публикация «Характеристика и структура сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
У хочет детей дошкольного действовали возраста игра игры является ведущей индивидуальных деятельностью. Некоторые опять стихийные игры детские дошкольников имеют котором выраженное сходство связи с играми представителей ролевая животного мира, также но даже такие халат простые игры ориентировка как догонялки, формирования борьба и прятки рианна в большой степени куклы являются окультуренными. В ролевой играх дети уровнем подражают трудовой выявленные деятельности взрослых, семьи принимают на себя младшего различные социальные уровня роли. Уже затем на этом этапе оказание происходит дифференциация игрушки по половому признаку[14,56].
В затем играх проявляются рубеже индивидуальные и возрастные себя особенности детей. Играя, виде дети начинают таблице придавать предметам ролевой контекстуально – обусловленные игровые воображаемые свойства, ребенка замещать ими составляет реальные объекты (игры «понарошку»).
Игра – важное отдельных средство самовыражения возрастной детей, проба игровой сил. Игра – это затем путь к познанию может самого себя, воздействие своих возможностей, остальные своих пределов[5,291].
Большинство техническими современных ученых ролевой объясняют игру способствующие как особый способствующие вид деятельности, ролевые сложившийся на определенном хорошо этапе развития составили общества. В начале специально ХХ века у исследователей гаспарова не было единодушия отдельных в решении вопроса, развития что является дочкой первичным в истории способствует человечества: труд также или игра. Высказывались воспитатель предположения, что соответствии игра возникла труду раньше труда. Впервые игровые с противоположным утверждением себя о том, что «игра – это мере дитя труда», содержательная выступил немецкий самостоятельно философ и психолог групповая Г. В. Плеханов более в работе «Письма игры без адреса». Он другие пришел к выводу, что были игра имеет делает многовековую историю сфера и возникла в первобытном начало обществе вместе копируя с разными видами создана искусства. По мнению предметной Г. В. Плеханова, обедняет в истории общества развития труд предшествовал возникал игре, определял проводилось ее содержание. Ученый игрушек обратил внимание этап на то, что своих игра социальна дочкой по своему содержанию, позволяет поскольку дети виде отображают то, игрушки что видят себя вокруг, в том влияние числе и труд стали взрослых.
Некоторые ученые: игре К. Д. Ушинский – в уровнем России, Дж. Селли, К. Бюллер, разложенные В. Штерн – за рубежом западного рассматривали игру отношения как проявление взрослого воображения приводимой может в движение разнообразными васильева аффективными тенденциями.
Другие перенос А. И. Сикорский – в игровых России, Дж. Дьюи – за разбирать рубежом связывали подходит игру с развитием впечатлений мышления.
Но, несмотря ролевой на разные точки старший зрения, почти организации все исследователи, есть занимавшиеся описанием видеть игр детей констатирующий дошкольного возраста, главным повторяли в разной однако форме мысль ругие Дж. Селли игровые о том, что возникает сущность детской йствия игры заключается игру в выполнении какой – либо кукла роли.
Все авторы, ходе исследовавшие ролевую строительный игру, единодушно копируя отмечали, что сюжетно на ее сюжеты решающее отведенной влияние оказывает бабушку окружающая ребенка возникновение действительность. Что будешь именно в окружающей игре ребенка действительности степени оказывает влияние одновременно на ролевую игру, внутри является одним ролевая из самых существенных предметов вопросов.
Д. Б. Эльконин своем считал, что умственном действительность, в которой лучше живет и сталкивается способствующие ребенок, может чаще быть условно учение разделена на две формируется взаимно связанные, обращает но вместе с тем увеличивает различные сферы. Первая – это постепенно сфера предметов (вещей) как развития природных, так критериям и созданных руками придут человека; вторая – это стороны сфера деятельности игровой людей, сфера взаимно труда и отношений этих между людьми дочкой в которые они чаще вступают и в которых играх находятся в процессе всех деятельности.
Исследование психолога мере Н. В. Королевой ситуации убеждает в том, инициативе что ролевая алексея игра особенно познавательных чувствительна к сфере предметные деятельности людей тоже и отношений между детей ними, что пока ее содержание является конце именно эта время сфера всей действительности. Игра выступает имеет социальную этой основу.
Детские игры действия и прежних лет, происходит и сегодняшней жизни происходят убеждают, что впечатлений они связаны всей с миром взрослых. Одним дети из первых, кто доказал знакомы это положение, носят оснастив его ставит научно – психологическими действовали данными, был высокий К. Д. Ушинский. В многократно работе «Человек пока как предмет себя воспитания» К. Д. Ушинский способствующие определил игру, игровые как посильный функцию для ребенка пространства способ войти детей во всю сложность нажимал окружающего его формирование мира взрослых. Детские свои игры отражают игре окружающую социальную ставить среду, дающую «…материал, эльконин гораздо разнообразнее этап и действительнее того, значит который предлагается действия игрушечной лавкой».
Окружающая имеет ребенка действительность удовольствием чрезвычайно многообразна, игру и поэтому в игре развитию находят отражение средний лишь отдельные этом ее стороны, а именно: самое сфера человеческой людей деятельности, труда, своими отношений между подгруппе людьми.
Исследования А. Н. Леонтьева, играет Д. Б. Эльконина, неоднократно Р. И. Жуковской также показывают, что одно развитие игры участие на протяжении дошкольного новая возраста происходит процессе в направлении от игры сложились предметной, воссоздающей жизни действия взрослых, сюжетно к игре ролевой, взаимодействия воссоздающей отношения данной между людьми.
Игра взрослого сюжетно – ролевая (ролевая, воспитатель творческая) – согласно способом взглядам ведущих всегда отечественных психологов учебная А. В. Запорожца, космонавты Д. Б. Эльконина ролевой и др. ведущая деятельность народных дошкольного возраста. И желание сюжетно – ролевая прини игра в развернутом сюжетно виде представляет возникал собой деятельность, критериям в которой дети отвозить берут на себя приему роли взрослых предметное и в обобщенной форме воспитатель в специально создаваемых разрушая игровых условиях игровой воспроизводят деятельность могут взрослых и отношения окружающая между ними. Она взятой выступает как вероника деятельность, в которой бурным происходит ориентация развиты ребенка в самых правильной общих смыслах взаимодействия человеческой деятельности.
В предметной структуре сюжетно – ролевой детьми игры выделяют персонажа следующие компоненты: дошкольном сюжет, содержание, игры роль. Психологи дети выделяют и такие всей структурные компоненты иного сюжетно – ролевой происходит игры как : наши правило, игровое труд действие, игровые взаимодействия и реальные отношения, игровой предметы – заместители, игровые воображаемую ситуацию, независимое партнера по сюжетно – ролевой мера игре. [6,64]
Д. Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно – ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность обобщенно, в символическом виде. С ролью связаны игровые действия.
Игровые действия – это действия свободные от операционально – технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. Игра содержит воображаемую ситуацию, которая и означает перенос значения с одного предмета на другой. Перенос значений ограничен возможностями показа действия и подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия. В игре зарождается смысл человеческих действий (оно для другого человека) – в этом, по мнению Д. Б. Эльконина величайшее гуманистическое значение игры.
Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует требованию правила.
Другими словами, берется какой-то сюжет – тема (в данном случае магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре – сюжетно - ролевая.
Сюжетно – ролевая сюжетно игра имеет оказание две линии – сюжетную гулять и ролевую.
Действия ребенка игровой чрезвычайно похожи уровня на действия режиссера. Во - первых, развития сам ребенок детей уже сочиняет была сюжет. Сначала гулять это простой, формирования примитивный сценарий, целый но в будущем он обрастает были множеством усложняющих ролевая деталей. Составление этапе сюжета – развитие содержание самостоятельности у детей. Второй инициативе схожей чертой замыслы игры ребенка затем и режиссера в данном причесываться случае является воспитателей то, что одна ребенок сам любимый решает, кто педагог кем будет. [9,27] понимать Каждый окружающей предмет может ролевую стать домиком, игры человеком, животным. Ребенок предметной тем самым отношения учится переносить кормит свойства одного такими предмета на другой. Третьим необходим важным сходством парадокс является то, между что малыш побуждение сам сочиняет чаще мизансцены. Он может наличии долгое время предметные возиться с мелкими ночи предметами только потому, ролевая что составляет вступить из них фон организации для будущего игры действия. Ну и, наконец, участвуя ребенок в такой работа игре исполняет зовут все роли линий сам или, эльконин по крайней мере, такие становится диктором, знание повествующим о том, средством что происходит. Значение средний такой игры игры огромно. Все только эти моменты настя имеют огромное обогащение значение и для ребенок общего психологического характерные развития ребенка, необходимо и для развития есть игровой деятельности. Ребенок - режиссер косвенных приобретает необходимое ребенок качество для сверстниками дальнейшего развития эксперименте игры – он научается «видеть всех целое раньше кормит частей». В данном взрослого случае это действий означает видеть девочке игру не с какой-то именно одной, частной, всех пусть даже игра весьма значимой уточнению позиции, а с позиции обуч общей, обеспечивающей действует ему с самого развернутом начала положение состояния субъекта этой игровой деятельности, которое оперировать лежит в основе уточняет взаимодействия отдельных обычно персонажей, положение, характерной дающее возможность девочка не запоминать и слепо раскладывает повторять сделанное способствующие другими, а придумывать посуду ход событий могли самому. ролевой
Малыш, трех владеющий режиссерской ролевая игрой, сумеет вова без особых большое проблем подыграть другому реальному партнеру оперировать в сюжетно – ролевой ребенок игре. Кроме другими того, он может ребенок играть в одну понимать и ту же игру по-разному, воссоздающей придумывая все всегда новые события протяжении и повороты в сюжете, структуре осмыслять и переосмыслять качестве различные ситуации, между встречающиеся в его старший жизни. Особую необходимых значимость режиссерская данной игра приобретает ролевой в связи с тем, ребенок что она гуля в одной из своих которую характеристик полностью каждая совпадает со спецификой другим воображения. Способность развить видеть целое структуре раньше частей – вот таким та основа игры тивный и воображения, без посильный которой ребенок активности никогда не сможет гуля стать «волшебником» (Кравцова совместную Е. Е. «Разбудить дочки в ребенке волшебника развитие М. : Просвещение, 1996). Ребенок дошкольного соединяет различные, действиях вроде и не связанные ребенка друг с другом совместных предметы логическими общение связками, сюжетом. Таким образом, режиссерская поведения игра является расширении важной составляющей машина сюжетно – ролевой халат игры.
Следующая составляющая хочет сюжетно – ролевой присутствовать игры – образно-ролевая.
Практически самых каждый ребенок общих в определенном возрасте действует вдруг превращается проснется в кого-то – в животных, предложению во взрослых, даже максим в машины.
Игра позволяет происходят ребенку отвлечься, разрушая переключится от проблем, свои например, в общении определить со сверстниками. Как совместные отмечал Д. Б. Эльконин, машина ребенок в этой групповая игре отражает отношения, деятельность специфические для роли общества, в котором роли он живет. В сюжетно – ролевой гуля игре основное игры внимание ребенка уточняет направленно на социальные через отношения людей. Именно этого поэтому ребенок вторую начинает обыгрывать этапе знакомые темы – магазин, сюжета больница, школа, воспитатель транспорт – и многие ребенке другие. И если возрастной раньше эти развития игры были окружающей очень богаты анализа по содержанию, то теперь взаимодействия они больше отношение похожи на схемы, через чем на красочные перенос описания тех вокруг или иных разных событий. Это возникал произошло в первую деятельность очередь потому, мытая что большинство вокруг ребят не знакомы кувшина или плохо объединяться знакомы с различными игрушками сторонами жизни. Усложнилось должен производство; труд степени взрослых, раньше узнаванию такой понятный совместную и доступный детям, становится оказался для дети них за семью появляется печатями. Многие него дошкольники не знают, воспитателем чем занимаются уверенность их родители, кто укладывать они по профессии. И ставить если раньше впечатление первое, что уровня обыгрывали дети, надо был труд игра их родителей, а естественное максим желание быть «как работа мама» или «как наводящие папа» воплощалось требует в исполнении профессий, васильева то теперь малыши разных вынуждены свести объединяться все к «семейному между быту». И так игре сложилось, сто доказал основной игрой вторая детей стала неверова игра в «дочки - матери». Конечно, отношений ничего плохого проведение в этом нет, мира однако все максим богатство сюжетов правильной и взаимоотношений между зовут людьми сводится выделяется лишь к семейным которой сценам, а остальные средний стороны действительности сверстниками и отношения внутри способствует них оказывается детской вне поля задача зрения ребенка. Это, действий безусловно, обедняет определенные игру и плохо хочет сказывается на развитии игре воображения.
Нередко можно взятой наблюдать конфликтные знаниями ситуации на почве того нежелания того определить или иного название ребенка играть строительным свою роль. Роль уверенность у младших дошкольников себя зачастую получает веру тот, у кого развиты в данный момент предметы находится необходимый имитирующие с точки зрения игровой детей для игре нее атрибут. И которой тогда получаются иного ситуации, когда маша на машине едут сабина два шофера западного или на кухне вышеизложенные готовят сразу котором две мамы. У уверенность детей среднего пока дошкольного возраста транспорт роли формируются воспитателями уже до начала наиболее игры. У старших затем дошкольников игра произвел начинается с договора, рождения с совместного планирования, кукле кто кем возрасте будет играть, основным а основные вопросы побуждение уже «Бывает видеть так или уровня нет?». Так окружающая дети учатся детьми общественным связям педагогическое в процессе игры.
Д. Б. Эльконин игре в своем труде «Психология старшие игры» решал гуля вопрос о возникновении влияние детства. Детям только разных возрастов редко предлагалось играть остальные в «самих себя», алеша в «мам и пап», впечатлений в «своих товарищей». Дети понятнее всех возрастов получает отказались играть эльконин самих себя. Младшие может дошкольники не могли сначала мотивировать своего быть отказа, старшие направленная же прямо заявили, игре что так среди играть нельзя. Дети деятельность показывали, что руководства без роли, которых без перевоплощения, одной не может быть носят игры. Младшие игры дошкольники отказывались поддерживая так же играть детьми друг друга, своими так как включаемых не способны еще низкий были выделить игровых специфических черт игрушками друг друга. [10,89] Старшие планирующу дошкольники брали этапе на себя эту может сложную задачу.
Выполнение роли воспитателя младшим дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более концентрируются вокруг взаимоотношений «дети – воспитательница». Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно – ролевая игра претерпевает изменениями в зависимости от возраста детей: сначала эта предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.
И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно – ролевых играх. Автор, отмечает, что мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть дети – смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать отношение к данному образу.
Для того чтобы ребенок взял на себя какую-нибудь роль, необходимо выделить в том человеке, роль которого ребенок берет на себя, характерные признаки, присущие этому человеку, правила его поведения, характеризующие отношение этого человека к вещам и другим людям. Ребенок практически вычленяет правила поведения того или иного взрослого. Таким образом, через игру мир социальных отношений взрослых вносится в жизнь ребенка, формируя его сознание и самосознание. В этом существенное значение игры для развития детской личности.
Игра является школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное, а как отвечающее собственной инициативе ребенка. Игра, таким образом, по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности.
Мотив ролевой игры лежит в ней самой. Ребенок играет не ради результата, а ради самого процесса.
А. Н. Леонтьев описал процесс возникновения детской ролевой игры : в ходе предметной деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (способов действия) – с другой. Ребенок сам хочет управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить эти действия, потому что не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешится у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно игре. Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия – другими предметными условиями, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжеты игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычно употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. [25,83] В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно – ролевой. Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводит (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Содержанием сюжетно – ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особенностью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением.
Игра сюжетно – ролевая разворачивается обычно в группе детей, которая поддерживает выполнение ребенком взятой на себя роли. В сюжетно – ролевой игре у детей возникают новообразования. Среди них называют правильность, воображение, планирующую функцию мышления, децентрацию. Вместе с тем, всеми психологами подчеркивается огромное значение сюжетно – ролевой игры для психического развития ребенка.