Лучший педагог года

Хеппенинг как эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста

Сильяна Прохорова
Хеппенинг как эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Публикация «Хеппенинг как эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста» размещена в разделах

Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями.

У некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, психические процессы развиваются более медленно и речевые навыки развиты недостаточно. Многочисленные исследования учё ных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Работая с детьми с ОВЗ, нашла способ их заинтересовать и параллельно развивать мелкую моторику рук. И этот способ – рисование нетрадиционными материалами и способами.

Достоинством рисования нетрадиционными техниками и материалами является то, что это необычный процесс для детей, а все необычное привлекает внимание, заставляет удивляться и восхищает.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случай»).

Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.

Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка.

«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров.

В процессе работы ребенок испытывает положительные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам. При работе в этой техники с пальчиковыми красками ребенок может использовать как правую, так и левую руку, при рисование кулачком со стороны большого пальца, можно увидеть изображение улитки, розы. Рисуя полураскрытым кулачком, можно увидеть в рисунках банан или радугу, дети всегда с удовольствием ставят точки, проводят линии. Дети с любопытством и с радостью размазывают по ладошки краску и ставят отпечатки на листе бумаге. Свои занятия я стараюсь направить на выработку двигательного ритма, так как при повторении движения ладонью и пальцами по листу бумаги дети испытывают при работе неподдельный восторг.

В совместной деятельности в раннем возрасте я часто использую такой вид хэппенинга как:

· Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).

· Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

· Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив с детьми живопись пальцами, пробуем рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.

По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы воплощаем любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, изображаем солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее :

- В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами.

- Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.

- В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.

- Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.

- Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

- В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.

- Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.

- Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

- Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Таким образом, совместная деятельность по рисованию нетрадиционными техниками и материалами – это важное средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей с ОВЗ раннего возраста.

Список использованной литературы

Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М. : 1967. -324с.

Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М. : Просвещение. - 2007. – 248с.

Казакова Т. Г. актуальные проблемы развития детской художественно изобразительной одаренности: Монография. 2-е издание. – М. : -2004. – 254с.

Электронные источники:

1. https://www.maam.ru/ Использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. Добрынина Л. В.

2. https://bspu.ru «Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста»

3. https://detsadmickeymouse.ru/ Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хеппенинг как эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 17:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД