Наталья Базанова
Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм (от греческого - "сам") обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
Основные симптомы аутизма :
трудности в общении и социализации;
неспособность установления эмоциональных связей;
нарушение речевого развития.
Для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики : интеллектуальной и эмоциональной сфер:
восприятия;
моторики;
внимания;
памяти;
речи.
Публикация «Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребёнка» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики :
-интеллектуальной и эмоциональной сфер,
-восприятия,
-моторики,
-внимания,
-памяти,
-речи.
Холдинг-терапия
Один из методов восстановления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка.
Метод разработан доктором М. Велш как психотерапевтическая техника, холдинг (от английского слова hold - держать).
Назначение холдинг терапии - пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно.
Упражнения:
показ желанных предметов без возможности завладеть ими или дотронуться до них; предотвращение попыток ребенка сориентироваться в пространстве, поворачивая голову или оборачиваясь; воздействие на ребенка такими стимулами, которые являются для него сверхчувствительными (длительный поцелуй, если он этого не выносит, шептаний прямо в ухо, если у него повышенная чувствительность к близким звукам и т. п.).
Занятие с ребенком заканчивается после того, как стороны пришли к соглашению, то есть после того, как ребенок прошел через этап истощения и подчинения, что позволило матери предоставить ребенку комфортные условия покоя или спокойной непродолжительной игры.
Холдинг-терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития.
Обучение родителей способам эмоционального взаимодействия с ребенком в игре, совместном рисовании, чтении является задачей специалиста, ведущего холдинг-терапию. Специалист, ведущий холдинг, помогает родителям подобрать необходимый по сложности материал, ориентируясь на уровень эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Необходимо вспомнить все «младенческие» игры: «ладушки», «сороку-ворону», «каравай», «поехали-поехали, в ямку – бух», упрощенный вариант игры в прятки ( когда мама закрывает ладонями свои глаза или глазки ребенка: «спрятались глазки – а вот они!»)
Очень помогают развитию речи песни, которые поют ребенку мама с папой, поэтому петь песни как можно больше, независимо от того, хороший ли у них слух и голос. Необязательно петь те песни, которые традиционно считаются детскими, – пусть мама с папой поют те песни, которые любят сами.
Возможны долгие разговоры о том, что с ним происходило в течение дня, о запомнившихся ему событиях; можно вместе помечтать о будущем лете, обсудить поведение друзей и родственников, почитать сказку «с продолжением», иногда осторожно поговорить о какой-то проблеме, которую хотелось бы преодолеть.
Особое внимание на холдинге, так же как и при любой другой работе с таким ребенком, уделяется развитию его понимания, осознания им окружающего мира, т. е. формированию у него системы эмоциональных смыслов.
Ребенку необходимы рассказы про него самого, про то, что происходит с ним в течение дня, про то, что было вчера, в прошлом году или когда он был совсем маленьким.
Рассказывать об этом ребенку можно, опираясь на приятные ему эмоциональные детали, обыгрывая все фрагменты рассказа.
В играх, песнях, стихах важно провоцировать ребенка на подражание действию, мимике, речи взрослого.
Ребенок постепенно вырабатывает собственные способы реагирования, становится более самостоятельным в контакте.
Холдинг-терапия – это лечение всей семьи. В конечном итоге не только поведение ребенка становится более адекватным, но и родители начинают по-другому понимать свою роль в семье по отношению к ребенку, то есть нормализуется общий психологический семейный климат.