Светлана Богатырева
Хореографический проект как технология развития ключевых компетенций учащихся в условиях студии танца
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание творчески и социально активной личности сегодня важнейшая задача современного образования в России. Развитие ключевых компетенций у учащихся в условиях хореографической деятельности является одним из интересных процессов в дополнительном образовании, который требует внедрения современных образовательных технологий в педагогическую практику.
Под компетенцией понимается, «совокупность определённых знаний (информированность и эрудированность, а также умений, навыков, личностных качеств и опыта (практики) в определённой сфере деятельности» - Симонов В. П.
Публикация «Хореографический проект как технология развития ключевых компетенций учащихся в условиях студии танца» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Проекты. Проектная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Первостепенной задачей становится определение набора основных ключевых компетенций наиболее благоприятным образом формирующихся в условиях занятий танцами. Таким образом, была выбрана система ключевых компетенций, разработанная Хуторским А. В., которая основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности учащегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Проектная деятельность всегда развивает целый комплекс ключевых компетенций одновременно, в связи с этим были выбраны следующие ключевые компетенции, наиболее успешно формируемые в условиях хореографической деятельности :
- ценностно-смысловые компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- информационные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- компетенции личностного самосовершенствования.
Проект – это работы, планы, мероприятия, направленные на создание нового продукта. В нашем случае хореографический проект выступает как особая форма погружения в хореографическую деятельность детского коллектива. Это предоставление возможности учащимся попробовать себя в различных качествах, а именно осознание своей роли в танцевально-двигательной и постановочной деятельности, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, как танцовщика, хореографа и человека, принятие решения в создании художественного образа, сценического костюма, понимание собственных двигательных и артистических дефицитов и выстраивание собственного индивидуального маршрута саморазвития как участника, так и солиста ансамбля, с помощью педагога-консультанта.
Хореографический проект может быть, как индивидуальным (сольным, так и групповым, он может быть тематическим (номера подбираются на определенную заданную тему, так и свободным по тематике и жанру.
Рассмотрим создание проекта «Я – солист». Не каждый участник ансамбля может почувствовать в себе силы стать солистом, в этом случае учащийся может проявить себя в работе «Арт-группы», а именно продюсера, режиссера, хореографа, дизайнера костюма и сценического образа артиста.
I этап (поисковый) – участники студии самостоятельно выбирают тематику номера (лирика, патриотика, народные мотивы, эстрадный жанр и т. д., отталкиваясь от выбранной музыкальной темы. Прослушивают существующие вариации музыкальной темы, просматривают имеющиеся в Интернет-пространстве исполнения номеров под выбранную музыку, определяются с выбором музыкальной версии. Далее по отработанному ранее алгоритму дети проводят разбор мелодии с определением темпоритма, характера, различных частей произведения, составляют сюжетную линию танца по законам драматургии, определяют характер и образ главного героя, делают предварительный набросок используемых элементов и движений. На индивидуальной консультации с педагогом определяются пути решения хореографических и артистических задач. Проектируют дальнейшую деятельность.
II этап (конструкторский этап (основной) – первые образные решения, репетиции, подготовка костюмов, хореографии, экономическая оценка номера, проходит первая презентация номера, после которого устраивается тендер, где свои услуги предлагают и защищают продюсеры, режиссеры, хореографы, дизайнеры. В комиссии могут работать руководитель, педагоги по актерскому мастерству и вокалу, воспитанники старших групп, выпускники. Таким образом, каждый солист набирает свою команду.
III этап (технологический этап) – «мозговой штурм», разрабатывается стратегия осуществления конечного продукта – концертного номера. Перед каждой группой поставлены определенные сроки, роли определены, каждый занимается своей частью работы. Продюсер рассчитывает проект и ищет пути его осуществления, режиссер и хореограф работают над постановкой номера и воплощением музыкально-художественного образа, дизайнер разрабатывает костюм и сценический образ артиста в целом. Консультации педагогов по хореографии, вокалу, актерскому мастерству.
IV этап – культурно-образовательное событие: представление и защита проекта. Оценивание защиты хореографического проекта происходит согласно заранее определенным критериям и уровневым показателям. Итогом успешной защиты может стать включение номера в репертуар студии.
Заключительным этапом работы становится индивидуальная и групповая рефлексия, в процессе которой ребята оценивают достигнутый результат. А именно отвечают на следующие поставленные вопросы:
- для чего нужны хореографические проекты в работе нашего коллектива?
- как Вы думаете, достигли ли мы желаемого результата? Оцените каждый свою работу.
- оцените работу группы, обоснуйте значимость каждого участника проекта, учитывая необходимость умения работать в команде.
- как это может помочь в жизни, пригодиться в других условиях? Выслушайте оценку экспертов.
Коллективный проект «Наш дебют» строится аналогично, задача осложнятся выбором музыки, жанра и наполнением лексикой (умение договориться, оценить свои возможности). Такой проект рекомендован для ребят более старшего возраста, имеющих хорошую хореографическую подготовку и большой двигательный опыт.
Благодаря проектной деятельности система обозначенных ключевых компетенций развивается в комплексе :
- ценностно-смысловые компетенции : учащиеся находят собственное исполнительское решения, проживают образ и музыкальный материал, демонстрируют личностный смысл при исполнении;
- учебно-познавательные компетенции : учащиеся собирают информацию о композиторе, исполнителях, анализируют существующие хореографические трактовки, сопоставляют это со своим видением, моделируют конечный образ;
- информационные компетенции : самостоятельная работа с музыкальным материалом и фонограммами в Интернет-пространстве, Интернет-программами, используемыми для обработки музыкального материала (нарезка, стыковка, спецэффекты, проведение видеосъёмки с последующим анализом и коррекцией номера;
- коммуникативные компетенции : учащиеся работают в команде и публично презентуют свой продукт, отстаивают свою точку зрения;
- компетенции личностного самосовершенствования, компетенции здоровьесбережения : ребята развивают уверенность в себе, в собственных силах, тренируют психоэмоциональную устойчивость: уходит боязнь сцены, усиливаются нравственные ориентиры, развивается эмпатия.
Хореографический проект – повышает мотивацию личного развития учащихся, обращает их к проблематике творчества, самовоспитания, самообучения человека и социального взаимодействия. Такие проекты помогают в формировании индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой активности, помогают повышать эмоциональную устойчивость исполнителя-танцовщика, развивают настойчивость и терпимость, как черт характера, проявляют в работе новые творческие инициативы. Учащиеся становятся более успешными в публичных выступлениях и на конкурсах.
Все это способствует развитию широкого диапазона личностных качеств и метапредметных показателей учащихся, механизмов формирования эмоционально-мотивационной сферы личности.