Елена Атанасова
Художественная литература как одно из средств формирования уважительного отношения к людям других национальностей
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как одно из средств формирования уважительного отношения к людям других национальностей.
С самых ранних лет гражданская позиция ребёнка формируется семьёй, системой о бщественного дошкольного воспитания. И здесь особенно велика роль родителей, воспитателей. Сила их воздействия на человека в детские и отроческие годы не сравнима ни с каким другим влиянием извне. Давно ушло в прошлое бытовавшее убеждение, что дети не доросли до понимания «взрослых» вопросов и нет смысла говорить о политике, о социальных проблемах, о национальных взаимоотношениях.
Публикация «Художественная литература как одно из средств формирования уважительного отношения к людям других национальностей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В наше время ребята развиваются быстро и бурно.
Их интересует сложная политическая жизнь страны.
И взрослые (родители, воспитатели) лучше всех могут дать совет, подсказать, рассеять сомнения. Некоторые из них считают, что нет необходимости заботиться о том, чтобы ребёнок чётко определял жизненные позиции. Дескать, придёт время - цели определятся сами собой. Как же глубоко они заблуждаются! Каждый взрослый должен сознавать свою ответственность за воспитание в детях уважения к людям других национальностей.
Среди важнейших средств воспитания-личный пример, слово, художественная литература, произведения устного народного творчества, изделия декоративно-прикладного искусства, музыкальные произведения, разнообразные игры.
Расскажем подробнее о таком средстве воспитания, как художественная литература. Из книг дети узнают об особенностях жизни и быта своих сверстников, а также о том, что характерно для ребят всех национальностей : они шаловливы, фантазёры, любят петь и танцевать. Они любят своих родных и ещё тех, кто нуждается в их опеке, помощи. Дети старшего дошкольного возраста с большой симпатией относятся к герою Спиридона Вангели Гугуцэ.
Это добрый, внимательный, заботливый и ласковый мальчик. Ребята с удовольствием слушают рассказы «Подснежники», «Парта Гугуцэ», «Шапка Гугуцэ». Об уважительном отношении казахских сверстников к старшим дети узнают от Акмарал и Ермека.
Ермек переводится как забава, утеха.
Очень нравится ребятам стихотворение Кадыра Мурзалиева «Буква [а]».
Ермек спрашивает у дедушки: «Почему буква [а] стоит на 1 месте в алфавите?»
Дедушка отвечает:
Потому что, дорогой,
С этой буквы [а]
Начинаются у нас
Главные слова:
По-казахски ты –апа!-
Называешь мать,
А меня зовёшь -ата!
С буквы [а] опять.
По-казахски слово «ар»-
Совесть» и вовек
Только с ним звучит
«Адам!»-
То есть, - человек!
-А ещё Алма-Ата,-
Продолжает внук.
А ещё Ануарбек-
Мой хороший друг.
Улыбнулся и сказал,
Глядя в алфавит:
Хорошо, что буква [а]
Первою стоит!
Национальная литература богата художественными произведениями, которые высмеивают лень.
В этом плане особый интерес представляет стихотворение о Шипе. Его написал известный туркменский поэт Каюм Тагрынкулиев:
Шипе сказала мать:
Мой свет!
Побудь часок с братишкой.
-Нет, не могу! - Шипа в ответ,-
Для няньки мал я слишком.
-Тогда водички принеси ягнёнку из колодца.
-В кувшине? Лучше не проси.
Он может расколоться.
Воздействие художественной литературы наиболее успешно, если используются иллюстрации, репродукции картин, колыбельные, национальные песенки, игры.