Приложение МААМ

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей

Александра Трунова
Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Синицкая С. А., воспитатель,

Трунова А. С., учитель-логопед

МБДОУ детский сад №185

г. Иркутск

Аннотация. В статье будет дан обзор актуальности развития мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности, а так же широкого использования ручного труда, его значимости для развития речи и творческих способностей; раскрыта организация образовательного процесса, отвечающая возрастным и индивидуальным способностям детей.

Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей» размещена в разделах

Ключевые слова: моторика, развитие речи, художественно-творческая деятельность.

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает у многих воспитанников увеличение отклонений в развитии движений пальцев рук, и, все больше наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность.

Следствие слабого развития ручной умелости – проблемы с речевым развитием. Особенно недостаточность развития моторики свойственна детям с общим недоразвитием речи.

Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, а неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Многие ученые и педагоги подчеркивают важность развития мелкой моторики в процессе формирования речи детей. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления. Физиолог М. М. Кольцова проводила исследования, которые подтвердили, что «связь функции кисти руки и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук можно рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и, особенно в случаях, когда развитие речи нарушено.

Часто обследование детей с диагнозом ОНР показывает, что развитие ручной умелости у них очень отстает от возрастной нормы.

Формирование двигательного навыка включает целый комплекс мер направленный на его развитие. Очень важно правильно выстроить коррекционную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, решая следующие задачи: развивать кинетические и кинестетические ощущения, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук, развивать силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений, развивать координацию движений пальцев через занятия художественным трудом.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности :

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства применяются артикуляционные упражнения и лицевая моторика, в работу по развитию которых включается артикуляционная гимнастика, логопедический самомассаж, игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия, мимические упражнения.

Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки, которая представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Особое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественно-творческая деятельность. Нельзя переоценить воздействие ручного труда на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. При работе в различных видах техник нагружаются даже самые мелкие кистевые и пальцевые мышцы, благодаря чему происходит очень интенсивное воздействие на речевой центр в головном мозге. В чем же уникальность данного вида деятельности?

Во-первых, художественный труд – это продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий). Во-вторых, художественный труд – это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия – вырезает ножницами, делает надрезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает дырочки с помощью трубочки или палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» – становится умной и многоопытной. В-третьих, художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов – бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое тесто, глину, листья и плоды. Он учится видоизменять и преобразовывать, причем делает это осмысленно. Деятельность обретает мотив и цель, становится управляемой.

Лепка, тестопластика - самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка : повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; формируют умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.

Работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки оригами.

Работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка карандашей и др. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, выкладывают, рисуют разными материалами, изготавливают разные поделки.

Работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики и художественно-творческой деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет: регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей, совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью, облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

Список литературы:

1. Соболева В. А. Художественный ручной труд в ДОУ [Текст] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 69-71.

2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» [Текст] / Н. В. Нищева - Спб. : «Детство - пресс», 2005 г.

3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова - М. Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144с.

4. Иванова Е. Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи [Электроный документ]. - Режим доступа: https://www.referat-sochinenie.ru/list/pedagogika/osnovnye_napravleniya

_raboty_po_razvitiyu_melkoi_motoriki_ruk_u_detei_s_obshim_nedorazvitiem_rechi.html

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] / М. М. Кольцова– М. 1973.

Публикации по теме:

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье, родине в рисунке.

Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики Не смотря на большое количество развивающих игрушек, у детей заметна тенденция снижения уровня развития мелкой моторики. Лет 20-30 назад.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

Проект «Волшебные пальчики. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» МБДОУ д/с №36 г. Таганрог Проект «Волшебные пальчики». Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей
Опубликовано: 31 января 2018 в 17:01
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Александра Трунова (УИ 317541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД