Ирина Стадникова
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников
«Искусство — это мудрость в обличии красоты»
Хорхе Анхель Ливрага
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира.
Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия : ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д. Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый - некрасивый, чистый - грязный, большой - маленький, веселый - грустный, красный - зеленый и т. д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову). К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.
Дети любят все прекрасное - и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Они никогда не могут ограничиться эстетическим восприятием, неизменно стремятся к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.
Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников
Изобразительное искусство - это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.
Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека.
Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.
Портрет - изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т. е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним.
При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм воспринимается прежде та, что находится в центре, в этом проявляется особенность нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с помощью которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в живописном произведении выделяется художником по-разному : величиной фигуры, цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами.
При ознакомлении детей с живописью, на первом этапе оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий. Это прием целесообразен и потому, что тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
В работе часто используется художественное слово и музыка, что усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Художник создает произведение на основе его представлений о мире, содержащих в себе идеи, взгляды, оценки, установки общества, которые выстраиваются в картине в логической взаимосвязи. Прием точных установок дает ребенку путь познания замысла художника.
Прием композиционных вариантов предлагают словесный или наглядный показ того, как меняется содержание картины, настроение, выраженный в ней в зависимости от изменения композиции, (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания, в картине, людьми, предметами, изображенными художником.
Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.