Лучший педагог года

Игра как стимулирующее средство при формировании словообразовательных навыков

Юлия Хлиманенко
Игра как стимулирующее средство при формировании словообразовательных навыков

Для ребенка игра - это та же деятельность, как для взрослого. Играя, ребенок осваивает норму отношений между людьми и учится жить в обществе. Коллективный опыт детей учит их самостоятельности, активности, помогает проявлять инициативу, а также выявляет организаторские способности. В игре у детей выражаются индивидуальные типологические особенности. Известно, что дети развиваются разными темпами и проходят через различные индивидуальные ступени. Игровая деятельность позволяет учитывать эти особенности онтогенеза.

Публикация «Игра как стимулирующее средство при формировании словообразовательных навыков» размещена в разделах

Однако, игра не занимает много времени у ребенка. В среднем он играет 3-4 часа в день. Поэтому ведущим можно назвать ту деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психики ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Н. Я. Михайленко выделяет определенную очередность развития игр, соотносимую с возникновением у детей более совершенных способов их построений; на третьем году жизни - игровая деятельность.

Для ребенка игра - это действительность, так как она ему более понятна. В игре ребенок фантазирует, придумывает для себя свой мир. В игре у ребенка формируются такие качества, как доброжелательность, решительность, смелость. В силу того что большинство игр носит коллективный характер, это способствует формированию у детей навыков общения, стимулирует потребность ребенка говорить правильно, чтобы его понимали другие дети.

У большинства детей с недоразвитием речи игровая деятельность не продолжительна. Так как в общении с другими детьми происходит недопонимание, ребенок начинает нервничать, проявлять негатив по отношению к окружающим. Поэтому необходимо у таких детей сформировать игровую деятельность. Дидактическая игра – это деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развить умственные способности.

Данные игры состоят из нескольких компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактические задачи. В. И. Селеверстов разделяет их на классы в зависимости от коррекционных задач:

1) игры для правильного звукопроизношения;

2) игры для развития грамматического строя речи;

3) игры для развития связной речи.

Эти игры можно разделить на три вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные;

- словесные игры.

Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки занимают особое место среди игр с предметами.

К настольно-печатным относятся: лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. д. В старшем дошкольном возрасте в основном преобладают словесные игры, так как они осуществляются в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Благодаря дидактической игре процесс обучения проходит в доступной и интересной для дошкольника игровой форме. На развитие речи влияют дидактические игры, которые пополняют и активизируют словарный запас, формируют правильное звукопроизношение, навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь. Вследствие игровой деятельности дети преодолевают речевые трудности.

При использовании дидактических игр с наглядным материалом логопедическая коррекционная работа становится более эффективной. На коррекционных занятиях целесообразно использовать подвижные игры, которые активируют деятельность ребенка, повышают работоспособность.

В дидактических играх развивается сообразительность, восприятие цвета, формы, величины.

С точки зрения нейропсихологического анализа поведения и личности ребенка вхождения в игру, принятия им и выбор игры, интереса в игровой ситуации, эмоционального отношения к игре и педагогу дают возможность исследовать непроизвольный уровень практически всех высших психических функций. На основе представлений о психических процессах и их мозговых основах можно наметить нейропсихологическое обследование, если окажется необходимым уточнить механизмы и структуру нарушения. Нейропсихологическая коррекция является дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Малые формы фольклора также являются продуктивным средством формирования речи у дошкольников. Их можно применять на логопедических занятиях с целью решения многих задач: для активизации и расширения словарного запаса, коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, а также для формирования навыков словообразования у детей с проблемами речевого развития. Одним из представлений данного жанра являются загадки. Применение загадок в обучение детей во все времена приветствовалось филологами, педагогами, психологами. Загадки обогащают словарный запас ребенка, формируют представления о переносных значениях слова. Они помогают усвоить фонетико-фонематический и лексико-грамматический строй речи, развить фантазию, словесно-логическое мышление, познать окружающий мир. Отгадывая загадки и обосновывая свой ответ, ребенок учится правильно выражать свои мысли. Загадками можно начинать занятия, т. к. они помогают сосредоточиться, а можно использовать во время активной деятельности. Это стимулирует потребность в разговоре.

У детей с нарушением речи зачастую слабо развито музыкально - ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная, сфера. У многих детей нарушено слуховое восприятие и эмоционально-волевая сфера. Использование методов музыкотерапии оказывает большую помощь в коррекционно-развивающий работе. Введя в структуру занятий музыкальные паузы, можно значительно разнообразить учебный процесс, сделать его более эффективным и продуктивным.

В настоящее время также актуально на коррекционно-развивающих занятиях применять информационно-коммуникативные технологии. Их применение повышает интерес и мотивацию детей на занятиях. Сегодня существует огромное количество компьютерных игр, которые развивают ребенка. Эти игры дают возможность учителю-логопеду применять их как на очных, так и дистанционных занятиях. Однако, они не должны заменять живого общения педагога с детьми.

Для развития высших психических функций, в частности памяти, целесообразно использовать игры с применением мнемотехнических средств. Существуют такие мнемотехнические приемы, как: ассоциации, группировка, классификации, опорные пункты, аналогии, достраивание материала, схематизация, структурирование, систематизация, мнемический план.

В заключение можно сделать вывод, что применение в коррекционно-развивающих занятиях игровых приемов стимулирует речь ребенка, делает процесс образования и формирования ребенка более продуктивным.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как стимулирующее средство при формировании словообразовательных навыков
Опубликовано: 25 октября 2021 в 17:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД