Оксана Станиславовна Крохалевская
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. Не без основания игру считают «школой морали в действии». В ней активно формируются нравственные основы личности дошкольника. Под влиянием совместных игр у детей складываются нормы общественного поведения, которые в дальнейшем переносятся ими и за пределы игры.
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» размещена в разделах
Игра способствует формированию самооценки дошкольника. Она создает благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.
Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он — «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Не об этом ли писал еще А. С. Пушкин:
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию — закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показало исследование Г. В. Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В процессе игры у дошкольника формируется символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка — вместо коня, шишка — вместо пирожка, листик — вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
Исследования под руководством Н. Н. Поддьакова, Л. А. Венгера показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, их смысла.
Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции. Тем самым создается возможность преодоления эгоцентризма детского мышления, перехода его на более высокую ступень интеллектуального развития.
Чрезвычайно важно также, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости. Игра создает, как показывают исследования А. В. Запорожпа, и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др., он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.
Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте, выполняя при этом диагностическую, терапевтическую, обучающую функции. С успехом используется игровая психотерапия для коррекции, например, страхов, других негативных эмоциональных состояний (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова). В игре «Кораблик» ребенок должен перекричать бурю («Я не боюсь бурю! Я самый сильный матрос!»). Используемый при этом метод самовнушения помогает ему преодолеть неуверенность, робость.
Ценность игровой деятельности не ограничивается ее влиянием на развитие отдельного индивида, ребенка. Игра обладает большими возможностями для формирования “детского общества”.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребенка, усвоение им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.
Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по- настоящему освоено.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в играх с правилами дошкольник начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них же он научается сознательно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка».
Игра как бы создает ближайшего развития ребенка”. Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы питается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения”
Конечно, и дошкольник, и «детское общество» развиваются и в других видах деятельности. Но особо важное значение в этом процессе принадлежит игре. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период и, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.