Папки-передвижки

Игра в предметно-развивающей среде

ирина кондратьева
Игра в предметно-развивающей среде

Среда - одно из основных средств развития личности ребенка, источник его социального опыта и знаний, который не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольника, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Среда определяет развитие, она активно строит деятельность ребенка, лишь используя при этом врожденный фонд его личности. Предметная среда побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

Публикация «Игра в предметно-развивающей среде» размещена в разделах

Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в нашей группе, созданы зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т. д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. В группе каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается создание “своего” личного пространства. Элементы культуры – музыкальный уголок, театральная ширма, уголок рисования – входят в дизайн группы. Обязательно устраиваем выставки детского творчества (рисунков, поделок, с уважением относимся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, “драгоценные” для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Определение содержания компонентов развивающей предметной среды группы опирается на возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становлению его творческих способностей на основе обогащения предметной базы развития конкретных видов деятельности.

Предметная среда необходима, чтобы состоялся основной вид деятельности ребёнка-дошкольника – игра. При создании предметно-развивающей среды для сюжетных игр учитывали то, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время чтения художественной литературы, наблюдений. Поэтому игровая среда в нашей группе гибкая и видоизменяющаяся.

Мы постоянно вносим в нее изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей, периода обучения, возрастных особенностей.

Игра используется в воспитательном процессе не только как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание память, сосредоточенность, способность к волевым усилиям или как форма организации жизни и деятельности детей; но и как средство решения широких задач, в том числе и психотерапевтических.

В реальной жизни ребенок не всегда может выполнить самостоятельно даже самые простые действия без посторонней помощи взрослого. А игра не требует от него особых умений, т. к. не связана с получением определенного практического результата. Поэтому в игре ребенок может и полететь на Луну, и стать отважным моряком, и лечить больных, и учить детей, то есть игра, с одной стороны - особым образом обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщиться к широким сферам жизни взрослых, преодолеть их недоступность. Наблюдая за играми детей, воспитатель должен уметь подметить, о чем можно поговорить с детьми, что более всего интересует их в данный момент.

Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения.

Таким образом, повышению эффективности процесса развития способствует выполнение следующих условий:

• планомерное обогащение жизненного опыта детей через совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, или опыта реагирования на отрицательные эмоции, тем самым своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

• активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Огромное позитивное влияние на личность ребёнка оказывает использование в игре компонентов сенсорной комнаты.

Включение в предметную среду таких составляющих обеспечивает быстрое установление эмоционального и положительного контакта между ребёнком и взрослым, что повышает уровень доверия и настраивает малыша на эффективную и результативную работу.

Предметно-развивающая среда должна также соответствовать принципу эстетичности.

Созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Воспитатель д/с №63 Кондратьева И. А.

Список литературы:

1. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М. : 2006.

2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина, Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.

Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.

Публикации по теме:

Оформление развивающей среды первой младшей группыОформление развивающей среды первой младшей группы асыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего.

Театрально-игровая деятельность в детском садуТеатрально-игровая деятельность в детском саду Создание развивающей театрализованной среды в группе является одним из основных условий развития личности ребенка, источником его социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра в предметно-развивающей среде
Опубликовано: 13 января 2015 в 20:47
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД