Ольга Дубинина
Игра-важная и эффективная форма социализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками у ребенка формируется важнейший коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешную социализацию.
Публикация «Игра-важная и эффективная форма социализации ребенка» размещена в разделах
Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов где, происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющая знания комбинируются, действительные, реальные представление сочетается с выдумкой, фантазией.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребенка где закладываются основы будущей личности.
Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте выполняет следующие задачи:
1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
3. Адаптировать к социальной среде;
4. Интегрировать в жизнь общества.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное поведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:
1. Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в тоже время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».
3. Функция самореализация ребенка в игре как «полигоне человеческой практике». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.
4. Коммуникативная функция игры – (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5. Диагностическая функция (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В тоже время игра – «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6. Игротерапевтическая функция игры – заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7. Функция коррекции – предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8. Развлекательная – направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.
Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Существует квалификация игр:
По области деятельности: физические интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, познавательные, развивающие, воспитательные, продуктивные, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.
По игровой методике: предметные, сюжетно – ролевые, деловые.
По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, уличные, технические.
По предметной области: математические,биологические, музыкальные, литературные, театральные, спортивные, народные, экономические и другие.
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.
1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение энергетической разрядки и развития физических качеств.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх ребенок берет на себя определенную роль, например врача, пожарника и изображает соответствующую деятельность.
3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами и т. п.
4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по эмитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку усвоить учебный материал.
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И наша задача – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Могучую силу игры отмечал Ян Амос Каменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию. В разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так в 30-е годы дети играли в «папанинцев», а уже в 60 –е – в «космонавтов», в 90 –е годы дети играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.
отечественные психологи «Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин» считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике происходят значительные изменения, формируются качества подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны формируются в единстве и взаимодействии.