Сценарий мероприятия «Был город-фронт, была блокада»

Татьяна Савостеева
Сценарий мероприятия «Был город-фронт, была блокада»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы по воспитанию патриотизма и нравственных чувств у старших дошкольников.

Тема: Игра-экскурсия «Был город-фронт, была блокада»

Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства: любовь, к близким, чувство гордости за членов семьи, переживших блокаду.

Задачи: Образовательные: - Формировать элементарные представления об истории Отечества.

- Помочь осознать детям свою причастность к жизни страны.

Развивающие: - Развивать познавательный интерес.

- Стимулировать речевую деятельность; совершенствовать умение использовать в речи предложения различных синтаксических конструкций.

- Обогащать словарный запас: Россия, Отечество, город-герой, защищать, сражаться, блокада, монумент, бомбежка, оборона, мемориал.

Воспитательные: - Воспитывать в детях чувство привязанности к родному городу, умение восхищаться его жителями и их поступками.

- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Используемые технологии: игровые, музыкотерапия, коммуникативные, метод проектов.

Предварительная работа: Чтение стихов, произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций на военную тему, встречи с жителями блокадного Ленинграда, слушание музыкальных произведений о войне, художественно-творческая деятельность.

Ход совместной деятельности.

Педагог: (изображая экскурсовода). Дорогие петербуржцы и гости нашего города, приглашаем вас на экскурсию по городу-герою Санкт-Петербургу. Мы посетим места, связанные с героической защитой города в дни Великой Отечественной войны. Ребята, нас ожидает экскурсионный автобус. Дети садятся в автобус.

Сценарий мероприятия «Был город-фронт, была блокада»

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Экскурсовод: Наша экскурсия начинается. Во время войны наш город назывался Ленинградом. Мужественно ленинградцы защищали свой город, несмотря на то, что он был окружен кольцом блокады. Кто из вас знает, что означает слово «блокада»?

Дети: Блокада - это когда город окружен врагами кольцом.

Ребенок читает стихотворение «Ленинградское кольцо» С. Маршака.

Враги кричали: «Нет конца

У Ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец-

И вот кольцу пришел конец,

Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень-памятник героям,

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Педагог: Жители города не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами.

-Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады? (Ответы детей: не было отопления, электричества, воды, перенесли голод, бомбежки.) Включаем метроном. Далее «Воздушную тревогу».

Что чувствовали люди, когда слышали звук воздушной тревоги? (страх, тревогу, боязнь, испуг).

- Как они действовали? Спускались в бомбоубежище, закрывали окна темными шторами.

Педагог: Кроме многих невзгод, которые выпали на долю блокадных жителей, была еще и зима. – Какая была зима в годы блокады?

Дети отвечают: суровая, снежная, морозная, «колючая», дули ураганные ветры.

Звучит запись «Звуки природы. Вьюга».

- Как люди смогли справиться с трудностями? Рассуждения детей: (работали на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты, ухаживали за ранеными бойцами, помогали друг другу, собирались вместе с соседями и грелись у «буржуек»- железных печек).

-Ребята, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады? Ответы детей: ухаживали за ранеными, с крыш скидывали зажигательные бомбы, ходили за водой на Неву.

Педагог показывает иллюстрацию «За водой», рассказывает:

- Воду приходилось брать в Неве, в специально прорубленной полынье. Люди поскальзывались на льду. Падали, но все равно шли дальше. К самой полынье спускались дети. Они спешили с добытой водой к матерям.

Ребенок читает стихотворение «По воду» В. Вальтман - Спасской.

Ребенок-водитель. Остановка «Невский проспект». Двери открываются. Дети выходят из «автобуса», становятся перед картинами с изображениями Невского проспекта в военное время.

Педагог: - Мы с вами на главном проспекте нашего города. Во время войны фашисты ежедневно бомбили город, в том числе и Невский проспект. Они хотели уничтожить красивые дворцы и соборы, ажурные мосты, задумчивые фонтаны, чтоб остались камни и развалины.

- Ребята, как ленинградцы подумали о том, как сохранить красоту? Рассуждения детей: дежурили дружинники, сбрасывали «зажигалки», были зарыты в землю статуи коней с Аничкова моста, был выкрашен в серый цвет золотой купол Исакиевского Собора, Адмиралтейства. На одном из домов Невского проспекта сохранена надпись военной поры: «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Зенитные пушки охраняли памятники.

Ребенок-водитель. Автобус отправляется.

Педагог: - Ребята, вся страна сочувствовала и переживала за ленинградцев. Люди со всей России посылали в Ленинград подарки: продукты, теплую одежду. Но немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Только одна узкая полоска воды Ладожского озера принадлежала нашей армии. По льду Ладожского озера проложили дорогу. Ленинградцы прозвали эту ледовую дорогу «Дорогой жизни». Показывает карту «Дороги жизни».

-Что везли на грузовиках в город?

-Какими были люди. Которые везли грузы на этих машинах? (смелые, добрые, мужественные, отважные, героические, стойкие).

Педагог: Зимой машины мчались вереницей

И лед на Ладоге трещал-

Возили хлеб для северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Блокадный хлеб… Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба -небольшой кусочек в день. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода.

Дети читают пословицы о хлебе.

«Худой обед, коли хлеба нет».

«Матушка-рожь кормит всех подряд, а пшеничка - по выбору».

«Будет хлеб, будет и обед».

«Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

«Хлеб - всему голова».

Педагог: - Мы подъезжаем к Пискаревскому кладбищу, здесь захоронены тысячи ленинградцев, солдат и офицеров, погибших во время блокады.

Дети выходят из автобуса, подходят к фотографии с изображением монумента Матери-Родине.

-Ребята, кто из вас уже бывал на Пискаревском кладбище?

Педагог: - Наши бойцы мужественно защищали наш город от фашистов. Чтобы поднять боевой дух, на фронт приезжали артисты и выступали перед защитниками Ленинграда. Любимой песней была «Катюша».

Дети исполняют песню «Катюша», танец «Яблочко».

Дети занимают места в «автобусе».

Педагог: - Нельзя было обойтись на войне без полковой кухни.

Инсценировка стихотворения С. Маршака «Полковая кухня».

По дороге, громыхая, едет кухня полковая.

Повар в белом колпаке, с поварешкою в руке.

Он везет обед шикарный: суп с трубою самоварной.

Педагог: - Чтобы пушки стреляли без перерыва, нужно было много снарядов. Предлагаю вам посоревноваться, кто быстрее доставит снаряды к пушке.

Игра «Передай снаряды».

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Выстраиваются в шеренги и передают «снаряды», кегли по цепочке из одной корзины в другую. Выигрывает та команда, которая быстрее передала «снаряды». Итог: Пехота помогла артиллерии.

Педагог-экскурсовод: - Прошло 900 дней и ночей, закончилась блокада.

Ребенок читает стихотворение:

Спать легли однажды дети-

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете-

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Педагог: - Солдаты и ленинградцы отстояли любимый город и не сдались врагу. Блокадные дети давно уже стали бабушками и дедушками.

- Как нужно к ним относиться? Ответы детей: заботиться о них, уважать, дарить цветы, подарки, уступать место в транспорте.

Выступления гостей-блокадников. Вручение цветов.

Педагог: - Наша экскурсия подошла к концу. Ребята, на память можете купить сувениры.

В записи звучит «Песня о Ладоге». Муз. Шенберга, сл. П. Богданова.

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Формирование чувств гражданственности и патриотизма в старших дошкольных группах» Аналитическая справка по теме «Формирование чувств гражданственности и патриотизма в старших дошкольных группах». В соответствии с годовым.

Проект «Блокада Ленинграда» Задачи проекта:Закрепить представления детей о героическом прошлом нашего города. Воспитывать любовь к родному городу, его традициям. Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «Был город-фронт, была блокада»
Опубликовано: 8 октября 2014 в 22:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...