Папки-передвижки

Играем-фонематический слух развиваем

Елена Белая
Играем-фонематический слух развиваем

Различие звуков речи, т. е. фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что услышал. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха влияет на письменную речь, ребенок плохо справляется со звуковым анализом слова, часто вместо одной буквы пишет другую.

Публикация «Играем-фонематический слух развиваем» размещена в разделах

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что занятия должны быть интересны для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.

Шумящие коробочки

Необходимо взять два комплекта небольших коробочек из, пластика, картона, металла и т. д. Наполнить различными сыпучими материалами. Можно взять песок, крупу, скрепки, пуговицы, кнопки, соль, спички и т. д. Взрослый трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

Чудо - звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум дождя, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Летом можно послушать, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары. Осенью шумит дождь, шуршат листья. В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и др.

Что как звучит

Сделайте с ребенком «волшебную» палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться.

Где позвонили?

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Отработка ритмических структур

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара – пауза – три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

• ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

• воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.

Громко – тихо

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог, или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Варианты игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Слоги местами поменяем - имя узнаем

Предложите ребенку поменять местами слоги, чтобы получились имена:

ЛЯ - КО (Коля, НЯ - ВА, НА - ЛЕ, БА – ЛЮ, ТА – НА – ША….

Стихи читаем - слоги ударяем

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар, на каждом слове рука или нога меняются.

Песню запеваем – слоги ударяем

Нужно вместе с ребенком петь хорошо знакомую песню и одновременно отстукивать ритм по слогам.

Загадки – добавлялки или рифмовочки

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай.

Что собрали — отгадай

Где весною было пусто,

летом выросла. (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел. (укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную. (картошку)

Играем - фонематический слух развиваем

Подготовила воспитатель Белая. Е. Ю

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем»Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем» Ребенок - настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание ребенка не только рассматривать.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем»Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем» Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчёт игр с кинетическим песком. Кинетический песок это уникальный материал для.

В судоку играем — логику развиваем!В судоку играем — логику развиваем! Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Играем-фонематический слух развиваем
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 19:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД