Наталья Эккель
Игротерапия как метод коррекции агрессивности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассмотрена диагностическая и коррекционная программа по к по агрессивному поведению детей дошкольного возраста на основе игротерапии. Приведены результаты экспериментов с дошкольниками и сделаны предложения по реализации программы в психолого-педагогической деятельности.
Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Публикация «Игротерапия как метод коррекции агрессивности у детей» размещена в разделах
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только взрослые и подростки. Агрессию проявляют даже дети [1].
Снижение возрастного ценза исследователей агрессивности обусловлено ростом её проявления в поведении сегодняшних дошкольников, вызывающих большую тревогу.
Почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако, агрессивный ребенок, как и другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события.
Проблема заключается в необходимости развития адекватных дошкольному возрасту методов диагностики, коррекции детской агрессивности, пригодных для применения психологами и педагогами в детских садах или других дошкольных заведениях. Проблемой также является и задача разработки коррекционно-профилактических задач разработки коррекционно-профилактических программ, которые дали бы возможность оптимизировать общение в детском коллективе, а так же преодолеть и предупредить асоциальные в поведении детей. Современные мировые тенденции, связанные с развитием дошкольного образования, направлены на вариативность в реализации образовательных услуг, обеспечивая использование разнообразие форм и методов обучения и воспитания.
В соответствие с Национальной доктриной образования в Российской Федерации одной из стратегических целей образования является преодоление духовного кризиса народа, одним из источников которого является агрессивность людей и детей, в частности. Поэтому система образования призвана обеспечить формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, а так же развитие в нём культуры межличностных отношений.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности, один из которых носит гуманистический характер и отдаёт приоритет жизни и здоровью человека, а так же уважительного отношения друг к другу.
В Концепции предшкольного образования отмечается актуальность диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза. Здесь же выделяется, что ведущим видом деятельности старших дошкольников является игра.
Игротерапия, являющаяся одним из современных направлением психологической помощи, может послужить хорошим инструментом педагогу дошкольного образования в психокоррекции ребёнка [2]. Отсюда, важно провести анализ работ, посвящённых игротерапии, изучить её особенности и влияние на психическое состояние ребёнка.
Работы данных учёных заложили основные идеи по изучению проблемы коррекции агрессивности, которые в последующем были использованы авторами современных психолого-педагогических теорий по данной проблеме.
Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований [3].
Поэтому в современной психологии проблема детской агрессивности, причин ее возникновения и динамики развития на сегодняшний день не решена окончательно. Не разработан «идеальный инструмент», позволяющий легко выявить и надежно устранить агрессивность дошкольника [4]. Тем более, наше общество непрерывно развивается и изменяются его психологические особенности, и это, в свою очередь, требует психологам и педагогам разрабатывать адекватную методологическую базу для психолого-педагогического сопровождения по указанной проблеме.
Проведенный теоретический анализ показал, что на формирование и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка могут быть особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако, одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родителями, педагогами, детским коллективом.
Важность разработки диагностических и коррекционных программ применительно к агрессивному поведению детей обусловлена недостатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики агрессивности именно в дошкольном возрасте.
В работе использовалось одно из средств коррекции агрессивности старших дошкольников игротерапия. Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции агрессивности детей, благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Цель игротерапии дать ребёнку свободу, возможность самому оценить своё поведение, понять свой творческий потенциал.
Для выявления уровня агрессивности у детей были выбраны методики в соответствии с возрастом, целью, гипотезой и задачами исследования. Проведенное эмпирическое исследование показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. По итогам констатирующего эксперимента среди участников исследования была выделена группа детей с повышенной агрессивностью в количестве 15 человек. По итогам первичной диагностики эти дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Далее с детьми экспериментальной группы были проведены мероприятия по специально составленной психолого-педагогической коррекционной программе, направленной на снижение агрессивности средствами игротерапии.
Серия терапевтических занятий была направлена на обучение детей способам выражения гнева, навыкам распознания и контроля негативных эмоций, формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, а так же коррекцию сферы межличностных отношений. В ходе занятий дети учились взаимодействовать, строить отношения друг с другом. Позитивный результат в развитии межличностных отношений в группе появился на пятом занятии. По мере развития психотерапевтических отношений дети начинали выражать чувства более непосредственно и реалистично, тщательнее сосредотачиваться на них и более точно их определять. Сначала дети погружались в исследовательскую, бессюжетную, творческую игру. На втором этапе дети чаще играли в агрессивные игры и больше рассказывали о себе и о своей семье.
Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами. Таким образом, в ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Дальнейшая работа по изучению агрессивности дошкольников будет продолжена в моей профессиональной деятельности.
Список литературы.
1. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности [Текст] / М. В. Алфимова В. И. Трубников. // Вопросы психологии. - 2000. №6. - С. 112-121.
2. Алямовская, В. Г. Программа исследования уровня эмоционального развития [Электронный ресурс]. https://lib.znate.ru/docs/index-43440.html – свободный.
3. Бандура, А., Уолтерс, Р. Агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. [Текст] / А. Бандура. – М. : ЭКСМО - Пресс, 2000. – 512с.
4. Басс, А. Опросник Басса-Дарки [Электронный ресурс] / А. Басс. Опросник Басса-Дарки. Режим доступа: https://shiza.com.ua/oprosnik-bassa-darki/ – свободный.