Папки-передвижки

Игровое пособие «Магазин слов» (1 фото)

Ирина Герасимова
Игровое пособие «Магазин слов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 43

городского округа - город Камышин

Игровое пособие «Магазин слов»

Игровое пособие

«Магазин слов»

Автор: Герасимова Ирина

Викторовна, воспитатель высшей категории

Камышин 2021 г.

1. Актуальность создания пособия.

Публикация «Игровое пособие „Магазин слов“» размещена в разделах

Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ТНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Тяжелое нарушение речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной сфер. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о недостаточной сформированности памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал. Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Игра является близкой, доступной деятельностью дошкольников. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, мною изготовлено и используются игровое пособие : «Магазин слов».

Игровое пособие ориентировано на детей с тяжелыми нарушениями речи 5-8 лет и может использоваться в самостоятельной деятельности детей и на логопедических занятиях по разным направлениям работы.

Преимущество такого пособия заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический).

Назначение:

Игровое пособие «Магазин слов» предназначено для образовательной деятельности, а так же используется детьми в самостоятельной деятельности в интеграции с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Данное игровое пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.

Цели работы: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Знакомить детей дошкольного возраста со звуковым анализом слов.

Способствовать развитию психоэмоционального, интеллектуального, сенсорного и речевого развитие детей на основе практических действий.

Развивать творческий потенциал воспитанников в игровой деятельности.

Задачи работы:

Образовательные:

- расширять и обогащать словарный запас по лексическим темам;

- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;

- автоматизировать звуки в речи;

- учить устанавливать логические связи между предметами;

- развивать фонематический слух, анализ и синтез;

- развивать навыки связной речи;

- развивать пространственные представления, математические понятия, восприятие цвета, формы, размера;

- развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, логическое мышление);

Развивающие:

-развивать основы культуры речи ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к родному языку.

-повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей старшего дошкольного возраста;

-повышать уровень знаний родителей по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитательные:

-воспитывать у родителей ответственность за развитие речи детей, их эмоциональное благополучие.

Коррекционные:

-развивать фонематическое восприятие,

-знакомить со способами слообразования

-развивать умение составлять простые и сложные предложения.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в самостоятельной деятельности, так как воспитывают ребенка и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Описание: Игровое пособие «Магазин слов» изготовлен на основе пластиковой доски 52 х 45 см., обшитой фетром синего цвета, на котором пришиты 12 прозрачных кармашков – полки магазина. С правой стороны располагаются кассы магазина. Выбор кассы определяется количеством слогов в слове. Слоги считают, передвигая бусины, которые находятся в правом нижнем углу пособия. Из фетра сшиты тележка, на которую прикрепляют определенную букву и упаковочные пакеты, где размещают «покупки» и определяют место звука в слове.

Игры с пособием «Магазин слов»

Вниманию детей предлагаются серия картинок с изображением различных отделов магазина (отдельно можно использовать также предметные картинки).

- Представьте, что в нашем городе открывается новый большой магазин, который называется… «Магазин слов». Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.

После того как все картинки займут свои места, можно, в зависимости от цели занятия, предложить детям следующие игры:

Задания на закрепление звукопроизношения

• На этапе закрепления звуков в словах, воспитатель предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р – груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш – шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба);

• На этапе дифференциации звуков проводится игровое задание «Покупки». Детям даётся задание «купить товары», в названии которых есть определённые звуки (Л-Р, С-Ш и т. д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.

Л – вилка, клубника, яблоко, лук, колбаса и т. п.

Р – морковь, виноград, помидор, картофель и т. п.

С – ананас, слива, капуста, сапоги и т. п.

Ш - шапка, шарф, шляпа, груша, порошок, шуба, шар и т. п.

Задания на активизацию словаря

• Закрепление знаний по темам, классификация.

Игровое задание «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).

Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён «Календарь природы».)

Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)

• Обогащение словаря словами-признаками.

Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)

Задания на закрепление грамматического строя речи

• Образование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на полках супермаркета в единственном и множественном числе)

Игровое задание «Один – много» (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.)

• Закрепление предложно-падежных конструкций

Игровое задание «Чего нет на полках?» (Родительный падеж ед. и мн. числа)

• Согласование существительных с числительными

Игровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)

• Образование относительных имён прилагательных

Игровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)

Связная речь

• Образование сложных предложений

Игровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку).

Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)

Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.

• Составление рассказа по цепочке.

В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т. д.

Игры и задания для развития познавательной деятельности

Игровое задание «Что купили?» (развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.

Игровое задание «Найди по описанию». Дети должны по описанию логопеда отгадать предмет.

Игровое задание «Отгадай загадку». Логопед предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.

Отдел «Продукты»

1. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

2. Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и злато. (Яйцо)

3. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублики)

Отдел «Игрушки»

1. Упадёт – поскачет,

Ударишь – не плачет. (Мяч)

2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

3. Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

За выполнение каждого игрового задания дети поощряются фишками или жетонами, которые можно будет обменять в конце учебного года на какое-либо вознаграждение.

Игры по лексической теме «Транспорт»

На полках пособия расставляем картинки с разным транспортом и дети выполняют задания:

1. «Какой вид транспорта?»

Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку назвать транспорт, к какому виду транспорта он относится, какого он цвета, его назначение, из каких частей состоит транспортное средство.

2. «Угадай транспорт»

Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

3. «По воде, по земле, по воздуху»

Цели: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Игры и задания по лексическим темам

«Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

Задание 1. Рекомендуется: обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью; осенью и зимой, зимой и весной.

— Объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы; объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;

— совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

— закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т. д.).

Задание 2. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава).

Задание 3. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? — Моя.

Это чьи перчатки? — Мои.

Это чей шарф? — Мой.

Это чье пальто? — Мое.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Задание 1. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим — бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу — соскочу, привечу.

(Шапка)

Игры по лексической теме «Мебель»

Игра «Из чего – какой?»

Цель: образование относительных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку закончить предложения.

Ножки табурета (табуретки) из металла. Они (какие) металлические

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие).

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие…

Столешница стола из дерева. Она (какая…

Обивка на кресле из кожи. Она (какая…

Стул из дерева. Он (какой….

Шкаф из дерева. Он (какой…

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый, выбирая картинку с ребенком, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, отвечает на вопрос:

Шкаф (какой) – прямоугольный, деревянный, вместительный, коричневый.

Диван (какой)

Кресло (какое…

Кровать (какая…

Стол (какой….

Стул (какой….

Тумбочка (какая…

Полка (какая….

Табуретка (какая….

Игра «Скажи наоборот»

Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».

Ход игры: взрослый, показывая картинку, просит его закончить предложение, а ребенок, отвечает на вопрос, называя прилагательное с противоположным значением.

Шкаф высокий, а тумбочка низкая.

Кресло мягкое, а табурет…

Шкаф большой, а полка…

Диван широкий, а кресло….

Стульчик легкий, а стол….

Тумбочка твердая, а диван…

Игра «Назови лишнее слово»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов.

Методические рекомендации: игра проводится после усвоения детьми обобщающих понятий.

Ход игры: взрослый называет четыре предмета, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертая к какой-нибудь другой. Детям дается задание: назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Шкаф, кровать, тарелка, диван.

Утюг, чайник, холодильник, стул.

Тумбочка, вазочка, полочка, стульчик.

Шкаф, платье, брюки, футболка.

Туфли, комод, валенки, ботинки.

Игры по лексической теме «Фрукты»

1. Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад.

«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Фрукты (лексический строй речи).

1. - Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты").

Уточните названия фруктов и их частей;

Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви - цитрусовые.

- Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах, величина (уметь различать по внешнему виду, правильно определять);

- Расспросить ребенка, знает ли он, где и на чём растут фрукты; (в саду, на дереве).

- Выясните, знает ли ребенок, что можно приготовить из фруктов ( какие напитки и еду можно приготовить из фруктов: сок, компот, варенье и т. д.)

- чем фрукты полезны (в них много витаминов и т. п.).

Примерный перечень слов :

Предметы:

апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, лимон, мандарин, яблоня, мандарин, полив, сад, урожай, земля, деревья, пальма, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, мякоть, пища, сок, кисель, компот, варенье, джем, повидло, фрукт…

Признаки:

цвета – красный, оранжевый, бордовый, зелёный, жёлтый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный, фруктовый, созревший, полезный, большой, маленький, вытянутый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный

Действия:

собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать,

сажать, поливать, ухаживать, созревать, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, вынимать, окапывать.

2. Попробуйте придумать загадки-описания о фруктах.

Например:

Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

3. Назови, какие фрукты имеют желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий цвет?

Задание на развитие фонематического слуха

1.«Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Фрукты» и на каждый слог хлопает в ладоши).

Апельсин - …

яблоко — …

лимон — …

слива — ….

абрикос — …

груша — …

ананас — …

виноград —

Сколько слогов? (В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове).

- Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа, а не краткого ответа: 2 или 3).

Например: ГРУША - ГРУ-ША, в этом слове 2 слога, значит 2 гласных звука: У-А.

2. Игра «Хлопки»- названия фруктов прохлопать, проговаривая по слогам, например я-бло-ко, так со всеми фруктами.

Связная речь

1. Составление рассказа - описания по вопросам взрослого, затем пересказ (например, «Апельсин») :

• Что это? (название фрукта)

• Где растёт? (на каком дереве, в каком саду)

• Какой формы, цвета?

• Какой он на вкус?

• Какой он на ощупь?

• Что можно из него приготовить?

Апельсин - это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, оранжевый, твёрдый, кисло - сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки - несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми.

2. Выучите с ребенком:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь – кто куда!

3. Выучи стихотворение:

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарки

Получила белка.

Сосчитайте яблоки

У ежа в тарелке!

В. Волина

Я предложила лишь несколько вариантов использования игрового пособия «Магазин слов». Для того чтобы вызвать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи приходится быть не только воспитателем, но и по совместительству волшебником. Поищите немного и в ваших «волшебных сундучках» появятся замечательные игры. Вариантов игровых заданий для игры «Магазин слов» может быть очень много, всё зависит от творческого подхода. Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении таких задач, как повторение и запоминание речевого материала, тренировка нужного речевого варианта, развитие речевых возможностей, формирование определённых навыков, необходимых способностей и психических функций, т. е. основных задач коррекционной работы.

Игровое пособие «Магазин слов» помогает в проведении всех видов непрерывной образовательной деятельности, учит детей слышать звуки и дифференцировать их. Помогает закрепить знание по всем темам. Развивает внимание, логическое мышление, пространственные представления и связную речь. Игра с пособием может быть индивидуальной, совместной с детьми и самостоятельной деятельностью. Она довольно занимательна и, безусловно, полезна для детей.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Екатерина Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М. : Теревинф, 2016.

Интернет ресурсы:

1. Для родителей детей с нарушениями развития речи https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

2. Практическая логопедия www.logoped18.narod.ru.

3. Развитие речи www.r-rech.ru

4. 1. Дидактическое пособие «Речевой трансформер». nsportal.ru

5. Развивающее пособие по развитию речи «Теремок». info@1urok.ru

6. Дидактическая игра по развитию речи «Дикие и домашние животные». www maam.ru

7. Игра «Логопедическое лото». nsportal.ru

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Часики»Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Часики» Дидактическое игровое пособие «Часики» Данное пособие помогает решать ряд задач по мелкой моторике и сенсорному развитию, ФЭМП и развитию.

Игровое пособие «Библиотека бережливых игр»Игровое пособие «Библиотека бережливых игр» Игровое пособие «Библиотека бережливых игр». Домарева Елена Николаевна, воспитатель, Вышегородцева Ольга Соломоновна, Воспитатель, Салькова.

Игровое пособие «Дерево»Игровое пособие «Дерево» Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Сегодня я хочу представить вашему вниманию многофункциональное игровое пособие «Дерево», которое является.

Игровое пособие «Грибок-Теремок»Игровое пособие «Грибок-Теремок» Анотация Игра для ребенка- это психологическая среда, в которой проходят первые годы его существования. Для взрослых детские игры неразрывно.

Игровое пособие «Ящик ощущений»Игровое пособие «Ящик ощущений» «Ящик ощущений» можно применять не только в игровой деятельности с детьми, но и на занятиях, как элемент поисково-исследовательской деятельности.

Игровое пособие «Медвежата»Игровое пособие «Медвежата» Игровые пособия, сделанные своими руками. Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются.

Игровое пособие «Моя семья»Игровое пособие «Моя семья» Игровое пособие " Моя семья" Цель: познакомить детей с ролью семьи в жизни человека, членами семьи, их увлечениями, семейными традициями.

Игровое пособие «Попади в отверстие»Игровое пособие «Попади в отверстие» Очень люблю свою работу и большое внимание уделяю здоровью детей. Для поддержания здоровья и активности детей мною было сделано игровое.

«Коробка с яйцами». Пособие для ФЭМП и для игры в «Магазин»«Коробка с яйцами». Пособие для ФЭМП и для игры в «Магазин» В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое пособие «Магазин слов»
Опубликовано: 4 июня 2023 в 14:57
+244Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД