Вера Калужина
Игровой материал по повести Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-игровые задачи:
Образовательные задачи: формировать навыки вычислительной деятельности; закрепить умение работать с числовым рядом; закрепить знания о геометрических фигурах; упражнять в умении декодировать информацию о цвете, величине, форме; упражнять в счете в двоичной системе счисления.
Развивающие задачи: упражнять в умении на основе зрительного и мыслительного анализа выявлять закономерность расположения предметов; развивать логическое мышление.
Публикация «Игровой материал по повести Носова „Приключения Незнайки и его друзей“ (продолжение)» размещена в разделах
Воспитательные задачи: приобщать детей к активной мыслительной деятельности; воспитывать желание работать коллективно, приходить на помощь товарищам.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, вспомните, почему город, в котором живут коротышки, называется Цветочным?
Ответы детей: В городе много цветов. У каждого домика цветочная клумба.
Педагог: Над клумбами порхают разноцветные бабочки.
Игровое упражнение “Бабочки”.
Дети расставляют бабочек по количеству точек от 10 до 1.
Педагог: Коротышка по имени Знайка долго наблюдал за бабочками и подумал: “Как это несправедливо, бабочка может полететь куда захочет, а коротышка нет”. Знайка очень умный коротышка. Сначала он придумал вычислительную машину. Механики Винтик и Шпунтик ее собрали. Машина помогла сделать расчеты и вскоре, коротышки принялись за строительство ракеты.
Блок – схема “Вычислительная машина”.
В окошечко “Вход” помещается число, следуя простейшим алгоритмам, ребенок перемещает число по стрелкам, проходит путь, решая примеры на сложение и вычитание до окошечка “Выход”. Следующий ребенок перемещает полученный ответ на “Вход” и проходит путь, следуя алгоритму. Например: На “Входе” число 2, по стрелке до следующего окошка “2+2 =4”, по стрелке до окошка “4<7”, это правильно, поэтому выбираем дорожку с надписью “Да”, по стрелке до окошка “4+3”. На “Выходе” число 7.
Педагог: Все расчеты выполнены правильно, можно строить ракету.
Дидактическая игра “Ракета”.
На ковролине набор геометрических фигур разной формы, величины и цвета. Перед началом игры вместе рассматриваем чертеж, где каждая фигура пронумерована (всего 8 фигур). Дети по очереди выходят к ковролину, выбирают карточку и расшифровывают информацию о величине, форме, цвете. На обратной стороне карточки пример на сложение или вычитание, решив который, ответ соотносят с номером фигуры на чертеже. Например: величина обозначена большим домиком, цвет обозначен красным пятном, форма – это название геометрической фигуры. Пример для решения 6 – 5.
Ответ: прямоугольник большой, красного цвета, номер на чертеже 1.
Педагог: Для космического путешествия доктор Пилюлькин должен собрать походную аптечку, в нее можно положить только те предметы – медикаменты, которые помогут вылечить коротышек.
Игровое упражнение “Что возьмет с собой Пилюлькин?”
Дети рассматривают предметные картинки (шприц, йод, будильник, термометр, телефон, чайник) выделяют лишние предметы, обосновывая свой ответ.
Педагог: Каждый коротышка хочет взять с собой в полет что-нибудь на память о доме.
Дидактическая игра “Чьи вещи?”
На ковролине изображения коротышек. Задача детей расшифровать карточку-код и распределить между коротышками следующие вещи: яблоко, гитара, будильник, глобус, ведро, игрушка-пирамидка.
Пояснение: яблоко, будильник, глобус – круглой формы; ведро – зеленого цвета; пирамидка – желтого цвета треугольной формы.
Все предметы линейно расположены. Информация на карточках - кодах о порядковом номере или его отрицании, о цвете предмета или его отрицании, о форме предмета или ее отрицании. Например: предмет, который нужен Пончику, имеет порядковый номер больше чем второй, но меньше чем шестой, он не круглой формы и не желтого цвета.
Педагог: Коротышки готовы отправиться в полет. Осталось выбрать каждому скафандр.
Дидактическая игра “Скафандры”.
Дети декодируют информацию об отрицании цвета на карточке-коде и выбирают скафандр для Знайки, Незнайки, Пончика и Пилюлькина.
Игровое упражнение “Фотографии на память”.
Педагог: Проводить коротышек в полет пришли все друзья. На память сфотографировались. Фотографии получились разные (демонстрация фотографий). На одних фотографиях удивленные коротышки (рот в виде буквы О). На других фотографиях коротышки грустные, их не взяли в полет (уголки губ опущены). Есть фотографии, на которых коротышки улыбаются. Они рады за своих друзей. Незнайка расставлял фотографии в альбом, но одна потерялась. Определите, какой фотографии не хватает?
Дети рассматривают логический квадрат, составленный по принципу: выражение лиц в ряду и столбце не должны повторяться, определяют, какой фотографии не хватает, и зарисовывают ответ в тетради или на дощечке для рисования.
Педагог: Ракета готова к старту. Осталось запустить двигатели. Для этого, надо знать специальный шифр.
Игровое упражнение “Числовой ряд”.
Дети работают за столами, убирая из числового ряда по словесной инструкции предыдущие и последующие числа. Оставшиеся в конце упражнения числа – шифр для запуска ракеты.
Игровое упражнение “Геометрические созвездия”.
Педагог: Пролетаем геометрические созвездия.
Дети по очереди называют созвездие – геометрическую фигуру и конструируют ее на столе из счетных палочек.
Подвижная игра “Лунатики”.
Педагог: Ракета прилунилась. Познакомимся с лунатиками.
10 лунатиков спали на Луне.
10 лунатиков ворочались во сне.
2 лунатика упали во сне
сколько лунатиков осталось на Луне?
(по ходу игры дети имитируют движения).
8 лунатиков спали на Луне.
8 лунатиков ворочались во сне.
2 лунатика упали во сне.
Сколько лунатиков осталось на Луне?
6 лунатиков спали на Луне.
6 лунатиков ворочались во сне.
2 лунатика упали во сне.
Сколько лунатиков осталось на Луне?
4 лунатика спали на Луне.
4 лунатика ворочались во сне.
2 лунатика упали во сне.
Сколько лунатиков осталось на Луне?
2 лунатика спали на Луне.
2 лунатика ворочались во сне.
2 лунатика упали во сне.
Сколько лунатиков осталось на Луне?
Педагог: На Луне все растения очень маленькие, их плоды невкусные. Коротышки подарили лунатикам семена земных растений и объяснили, как правильно за ними ухаживать.
Игровое упражнение “Огород”.
Дети работают за столами. У каждого ребенка макет огорода из четырех грядок (квадрат, разделенный двумя прямыми линиями на 4 части) и семена растений – горох, фасоль, подсолнечник, тыквенные семечки (по 10 семян каждого растения). По словесной инструкции педагога дети сажают семена.
Например: левая верхняя грядка – горох (6 – 4); правая верхняя грядка – фасоль, на 2 больше чем горошин; правая нижняя грядка – подсолнечник (3 + 3); левая нижняя грядка – тыква, на 2 больше чем подсолнечник.
Получилась последовательность 2 4 6 8 .
Что можно сказать об этих числах? – Числа четные, расположены в порядке возрастания.
Итог занятия.