Папки-передвижки

Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов

Вотрина Анна
Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников (консультация для педагогов).

Цель:

· познакомить педагогов с примерами практического материала, как в игровой форме можно развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей дошкольного возраста, имеющих как лёгкие, так и тяжёлые речевые нарушения;

Публикация «Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, Консультация для педагогов» размещена в разделах

· привлечение педагогов к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи у детей.

Задачи:

· с помощью занимательного игрового материала сделать процесс обучения занимательным, весёлым, высокоэффективным;

· развивать речевой слух и навыки фонематического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятии, внимание, мышление) ;

· воспитывать интерес к живому русскому слову.

Ребёнок появляется на свет, обладая врождённой чувствительностью к звукам. К трём годам фонематический слух должен быть сформирован. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожих по звучанию. И правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения чтению и письму. При нарушениях фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей. А при чтении дети путают названия букв. Пропускают буквы и не замечают этого. На письме наблюдается замена букв обозначающих звонкие звуки, на глухие – оглушение и наоборот–озвончение.

Маленький ребёнок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Научить слушать и слышать. Выделять звук на фоне слова, определять последовательность, количество и место звука по отношению к другим. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое восприятие очень важная особенность, без которой невозможно слушать и понимать речь. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых, музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.

Хочу поделиться игровыми приёмами которые использую в работе по развитию у детей фонематического слуха и подготовки их к звуковому анализу. На логопункт поступают дети с тяжёлыми нарушениями произношения звуков, которые неразрывно связаны с недоразвитием фонематического слуха и несформированностью фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, тормозит формирование навыков звукового анализа и синтеза, мешает процессу усвоения грамоты.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важно для исправления речевых дефектов. Планирование коррекционной работы ведё тся по следующим направлениям:

1. различение неречевых звуков;

2. различение сходных фонем на слух;

3. различение сходных фонем в произношении;

4. подготовка к звуковому анализу.

Использование практических пособий в форме комплексных игр и развивающих упражнений значительно расширяют возможности и повышают эффективность коррекционного воздействия. Компактность и мобильность игр заметно облегчает процесс обучения и даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребёнка, что в свою очередь, помогает актуализировать внутренние ресурсы каждого из детей и вовремя включать механизмы самокоррекции.

Процесс формирования фонематического слуха у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребёнка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Поэтому необходима игровая форма подачи материала т. к. только игровое общение совершенствует речевую активность ребёнка. Я стараюсь проводить занятия превращая их в захватывающие приключения. Ребёнок, увлекаясь игрой, старается как можно точнее соблюсти её условия, не замечая, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к сказочным персонажам, к «Звуковичкам» и т. д. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели используются различные формы поощрений. Задания и игры даются детям от имени «Звуковичка». В играх на фонематику используется наглядный материал, таблицы, рисунки, буквы соответствующие звуку, предметные картинки на слова – паронимы и т. д. Все упражнения и задания ориентированы на формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. На каждом занятии дети учатся правильно произносить звуки, различать их на слух и в произношении. Применяются символы, схемы, что повышает эффективность звуковой и аналитико – синтетической деятельности, улучшает контроль за усвоением знаний. При выполнении занимательных заданий у детей развивается «языковое чутьё», он начинает размышлять над звуковым, смысловым значением слов.

Фонетическая гимнастика : «Весёлая полянка» (озвучивание персонажей, которых дети встречают на весёлой полянке)

Представьте, что мы с вами очутились на «Весёлой полянке» .

Вот полетела пчела (дети – «ж-ж-ж» жужжит). Неожиданно прилетели комары издали слышно (дети –«з-з-з» звенят, подлетают ближе и громко слышно (дети – «З-З-З»). Вдруг под кустиком мы увидели ёжика он пугает нас своими колючками и возмущённо фыркает (дети – «Ф-Ф-Ф»). С деревьев срываются и тихо кружатся листочки (дети – «ш-ш-ш» шуршат). Раздаётся звук дятла (дети – «Д-Д-Д»). Чтобы быть здоровыми и сильными утро вы все начинаете со спортивной гимнастики. А чтобы ваши ушки хорошо слышали и умели различать звуки нужно делать Игра «Кто сказал БУЛЬ – БУЛЬ» (на различение звуков окружающей действительности.)

Многое, что нас окружает издаёт звуки. «Звуковичок задаёт вопросы, а дети правильно озвучивают предметы.

- Какой звук издаёт телефонная трубка лежащая на столе? (дети – «Ту-ту-ту»);

- Как звенит комар (дети – «З-З-З»);

- Машина подаёт сигнал (дети – «Бип –Бип»);

- Рычит лев (дети – «Р-Р-Р»);

- Гудит паровоз (дети – «ТУ-ТУ»);

- Жужжит пчела (дети – «Ж-Ж-Ж»);

- Выходит воздух из трубы парохода (дети – «ПЫХ-ПЫХ»);

- Всплеск воды когда ныряем в воду (дети – «Плюх»);

- Пускание пузырей на воде (дети – «Буль – буль»).

Игра «Тихо – Громко»(на различение громких и тихих звуков.) Дети закрывают глаза и слушают как звучит кубик с манкой, определяют, что он звучит тихо.

Уточняют, как тихий звук можно изобразить голосом? (дети – Ш-Ш-Ш)

Встряхивается второй кубик с фасолью. Дети говорят, что он звучит громко. Затем перечисляют предметы, которые могут издавать тихие звуки

- писк цыплёнка; стук мяча о пол ; машина высыпает песок; шипит змея; шуршание шин на дороге.

Затем называют предметы, которые могут издавать громкие звуки:

- бой барабана; грохот грома; жужжание жука и т. д.

Придумывают «громкие предложения» ( дети: Трубят трубы. Барабанят барабаны. Каркает ворона. Грохочет гром);

«тихие предложения»( дети: шипит змея, шуршат листья, пыхтит чайник и т. д)

Игра: «НАЗОВИ ПАРУ» придумывание слов близких по звучанию, эти слова должны рифмоваться:

УСЫ – УЖИ СТУЛ – СТОЛ МАШИНА – МАЛИНА МАК – РАК КОТ – КИТ КОЗА – ЛИЗА ЖУК - ЛУК

Игра: «ПОКАЖИ РУКОЙ» (различение твёрдых и мягких согласных) Используются картинки и сигналы – символы звуков синего и зелёного цвета.

Дети учаться на слух различать твёрдые и мягкие звуки.

А). вариант

На твёрдый согласный звук в словах показывают кулачок крепко сжимая пальчики.

На мягкий согласный звук в словах показывают раскрытую ладошку.

Б).вариант

Можно использовать синие и зелёные «фонарики» которые дети поднимают как сигналы светофоров.

Игра: «Попугай» (воспроизведение слогов и слов с оппозиционными фонемами) Дети внимательно слушают, что произносит попугай «Петруша» на своём особом языке и повторяют за ним слоговые сочетания, стараясь передразнить его точно: ПА-БА-ПА, КА-ГА-КА, ЛА-РА-ЛА, СА-ША-СА, ТА-ДА-ТА;

Игра: «ЗВУКОЕД» (выделение 1-го звука в словах, развитие навыков словоизменения, умения находить в длинных словах – короткие). Дети уточняют, что у «Звуковичка» есть неприятель:

«Злой, зубастый «ЗВУКОЕД».

Он всем словам наносит вред:

В словах он нужный звук съедает,

значенья слов он изменяет.

Был смех - стал (дети «мех»);

Был спорт – стал (дети «порт»);

Была стройка - стала (дети «тройка»);

Была спешка – стала (дети «пешка»);

Был снаряд – стал (дети «наряд»);

Были сутки - стали (дети «утки»);

Был склад – стал (дети «клад»);

Был снежный - стал (дети «нежный»);

Был смирный – стал (дети «мирный»).

Игра: «ДОКТОР ЗВУКОВ» (нахождение неправильно названных слов, проговаривание скороговорок).

Дети узнают, что «Незнайка» заболел. Он разучился выговаривать звуки:

«Что не так здесь вы скажите.

Где ошибка подскажите.

Роза, лобот, ручка, рак

Что я здесь сказал не так?

Здесь ошибку вы найдите.

Что сказал не так – скажите:

Часка, кошка, ковшик, нож.

Для «Незнайки» вызывают «Доктора звуков» он выписывает ему необычные лекарства – скороговорки. «Незнайка не научился ещё чётко проговаривать скороговорки и просит вас помочь ему. (Дети произносят скороговорки.)

Наш полкан попал в капкан!

Кашевар кашу варил,

Недоваривал,

да подваривал!

В пруду у Поликарпа –

Три карася, четыре карпа!

Идёт с косой

Косой козёл!

Шёл Саша по шоссе –

К Саше в шашки играть…

От топота копыт

Пыль по полю летит!

Сшит колпак, да не по-колпаковски!

Надо колпак переколпаковать,

Да выколпаковать!

На дворе – трава, на траве – дрова.

Игра: «НЕОБЫЧНЫЕ ЦВЕТЫ» ( выделяя первый звук в слов дети отгадывают названия цветов:

Магнит М Ракета Р Петух П Индюк И

Ананас А Облако О Игла И Рис Р

Кот К Зонт З Обруч О Ива И

Автобус А Носорог Н Сапоги С

Игра: «Дом мечты» (дети учаться выделять первый и последний звуки в словах.) Дети узнают, что у «Звуковичка» есть мечта иметь свой дом где он жил бы вместе со своими друзьями: Буратино Незнайкой. Догадайтесь кто будет жить на первом этаже, если: в его названии первый звук – Б- а последний звук – О-? (дети называют –«Буратино»).

- Кто будет жить на втором этаже, если в названии этого персонажа первый звук -НЬ- а последний звук – А-? (дети называют «Незнайка»).

- На каком этаже будет жить «Звуковичок»? Назовите первый и последний звук его имени? (дети называют звук -З- и последний звук -К-). Уточняют что «Звуковичок будет жить на самом верхнем этаже - на третьем.)

Игра: «Сладкие призы» (определение гласных звуков в словах).

Дети отгадывают названия сладких призов (можно использовать картинки)

- Этот сладкий приз имеет в своём названии два гласных звука –А-?

(дети называют картинку где нарисован банан).

- Этот сладкий приз имеет в своём названии одну гласную -О-?

(дети называют картинку где нарисован – торт).

- Этот сладкий приз имеет в своём названии два гласных звука - звук- У- и звук -А-? (дети называют картинку где нарисована груша).

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей. Разрешите вам пожелать творческого горения в нашей лучшей профессии.

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 11:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Вотрина Анна (УИ 2442198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД