Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать навыки звукового, звуко-буквенного, анализа и синтеза.
• Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Животные жарких стран».
• Упражнять в употреблении предлога «через» в составе простого предложения.
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую и пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.
• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, память, пространственные представления.
Воспитательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе „Звук [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
• Продолжать воспитывать умение взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.
Материал:
Игрушка - тигрёнок, символы звука [р’] (картинки с изображением тигрёнка, львёнка, щенка, зелёный домик с колокольчиком, схема-алгоритм описания изучаемого звука, игра «Звуковая мозаика», тактильные дорожки, мяч, обруч, схема предлога «через», материал «Схема предложения», компьютер (для показа презентации «Ребусы»).
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие зрительного и слухового внимания, произношение звука в слогах.
1). Игра «Кубики в ряд»
Логопед: «Ребята, предлагаю вам поиграть в новую игру. Она очень похожа на «Дубль». В ней тоже нужно найти одинаковые предметы, но находятся они на кубиках, которые будут располагаться в ряду, друг за другом». Логопед показывает детям последовательно 10 кубиков с картинками, а дети ищут и называют повторяющиеся предметы (брюки, фонарик, редиска, рюкзак, гриб, берёза, карета, рябина, черепаха, фонарик).
Логопед: «Кто заметил, чем похожи все слова? Правильно, в каждом слове мы слышали звук [р’]». Постановка цели занятия детьми.
2). Логопед: «Итак, мы будем продолжать слушать, и конечно же, правильно произносить звук [р’]. А сейчас угадайте, кто пришёл к нам в гости:
Полосатый я, как киска.
Но не стойте слишком близко!
Я не маленький котёнок,
Настоящий я … (тигрёнок!.
Логопед: «Вы угадали, это тигрёнок. Вот он какой! Он хочет с вами поздороваться на своём языке». Логопед подходит к каждому ребёнку, произносит ряды слогов, а дети повторяют их:
ря-ря-ри-ри
ре-ре-рё-рё
ря-рю-ре-ри
ре-ри-ря-рё
арь-орь-урь-ирь
кря-крё-крю-кри (ряды слогов подбираются с учётом возможностей каждого ребёнка).
«Логопед: «Ребята, вы хотите узнать, как зовут нашего гостя? Сейчас я произнесу звуки его имени по отдельности, а вы составите из них слово: Р’, И, Ч, И. Правильно! Тигрёнка зовут «Ричи»!»
II. Характеристика звука [р’] по артикуляционно-акустическим признакам.
На доске – символы звука [р’], профиль артикуляции, схема-алгоритм описания. Дети произносят звук, слушают его, соотносят с предметами окружающего мира (что напоминает); наблюдают перед зеркалом его артикуляцию, дают её описание и характеристику звука: «Когда мы произносим звук [р’], губы немного улыбаются, кончик языка находится за верхними зубами, он дрожит под напором воздуха; голосовые связки работают. Звук [р’] - согласный, звонкий, мягкий».
III. Выделение звука из ряда других звуков. Развитие тактильного восприятия.
Игра «Машинки и дорожки».
Логопед: «Ребята, давайте покажем тигрёнку Ричи, как ездят наши машинки по дорожкам. Когда Ричи зарычит: рррь, машинки поедут».
Каждый ребёнок получает тактильную (массажную) дорожку. Логопед от имени тигрёнка произносит ряд звуков, а дети проводят пальчиком по дорожке слева направо, когда слышат [р’]: «т, х, м, рь, п, д, в, рь, б, рь, т, к, м, рь, к, п, н…». (Пальчики в игре чередуются на каждый услышанный звук).
Дети меняются «дорожками» и игра проводится ещё раз. Во второй игре детям нужно изображать машинки пальчиками другой руки.
IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Звуковая мозаика».
Логопед: «Ребята, тигрёнок Ричи хочет поиграть с нами в «Звуковую мозаику»! Мы будем слушать звук [р’] в словах. Если услышите слово со звуком [р’], положите зелёный квадрат в клеточку, и в конце игры у нас получится какой-то узор. Интересно, что же это будет? Не забывайте, что квадраты мы выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз. Иначе ничего не получится. А слова постарайтесь запомнить! Итак, начинаем игру: кенгурёнок, рис, курица, обезьяна, огурец, бегемот, снегирь, панда, мандарин, тигрёнок, жеребёнок, слон, горилла, гиена, антилопа, бизон.
После окончания игры дети рассматривают получившееся изображение, и замечают, что получилась буква «Р». Логопед от имени тигрёнка задаёт вопросы:
- На что же похож узор? (на букву «Р»).
- Кто запомнил название овоща из игры? (огурец)
- А было ли в игре название фрукта? (мандарин).
- Детёныши каких животных встречались? Назовите их. (кенгурёнок, тигрёнок, жеребёнок).
- Каких птиц вы запомнили? (курица, снегирь).
- Какое ещё слово со звуком [р’] мы не назвали? (рис).
V. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
Игра «Мы – тигрята!» Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы – тигрята, потянулись,
Вправо-влево повернулись,
Раз – нагнулись,
Два – нагнулись.
Ну-ка, выпрямись, дружок!
Тигрёнок делает прыжок!
А теперь ещё один!
Ну, а прыгнув, посидим,
Поглядим по сторонам:
Кто же тут?
А кто же там?
И присядем по местам.
VI. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа.
Игра «Рыбалка с тигрёнком»
В пальчиковом бассейне из фасоли (это сказочное озеро) находятся рыбки-картинки, имеющие в названии звук [р’], и несколько лишних. Картинки помещены в фасоль таким образом, что видно только часть изображения. Тигрёнок Ричи предлагает детям помочь ему «поймать» и положить в ведро как можно больше подходящей рыбы. Для этого нужно узнать предмет по части изображения, определить, есть ли в его названии изучаемый звук, прикрепить к удочке, чётко назвать и положить в ведро.
Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: «Какой по счёту звук [р’] в этом слове?»
Также можно попросить каждого ребёнка рассказать, для чего предназначен предмет, что можно с ним делать.
VII. Развитие грамматического строя речи. Произношение звука в предложении.
Логопед приглашает одного ребёнка и предлагает ему взять обруч. После этого показывает, как тигрёнок «перепрыгивает через обруч».
Логопед: «Составьте предложение по моему вопросу: «Что сделал тигрёнок?» («Тигрёнок перепрыгнул через обруч»). На доске размещается схематическое изображение предлога «через». Дети составляют схему предложения – определяют количество слов и их последовательность.
Игра с мячом «Предложение рассыпалось». Дети восстанавливают предложение.
Бегемот, река, через, переплыть.
Яма, кенгурёнок, перепрыгнуть, через.
Перешагнуть, пантера, ручей, через.
Попугай, лес, через, перелететь.
Перейти, лужа, носорог, через.
Логопед: «Молодцы, ребята. А теперь придумайте сами несколько предложений со словом «через».
VIII. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Логопед: «Тигрёнку Ричи очень нравится с вами играть. А теперь давайте мы покажем ему, как умеем решать ребусы. И он тоже этому научится!»
Используется презентация. Все слова-решения ребусов имеют в названии звук [р’] (река, репа, курица, хорь, карта, берёза, рис, море, фонарь).
IX. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Тигрёнку пора домой. Как вы думаете, что нового он сегодня узнал? А какие игры с тигрёнком вам понравились? Что у вас получилось хорошо? А что для вас оказалось трудным?» Дети отвечают на вопросы. Логопед от имени гостя отмечает успехи детей и прощается с ними.