МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]»

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

• Развивать навыки звукового, звуко-буквенного, анализа и синтеза.

• Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Животные жарких стран».

• Упражнять в употреблении предлога «через» в составе простого предложения.

Корекционно-развивающие:

• Развивать общую и пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.

• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, память, пространственные представления.

Воспитательные:

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе „Звук [Р’]“» размещена в разделах

• Продолжать воспитывать умение взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.

Материал:

Игрушка - тигрёнок, символы звука [р’] (картинки с изображением тигрёнка, львёнка, щенка, зелёный домик с колокольчиком, схема-алгоритм описания изучаемого звука, игра «Звуковая мозаика», тактильные дорожки, мяч, обруч, схема предлога «через», материал «Схема предложения», компьютер (для показа презентации «Ребусы»).

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие зрительного и слухового внимания, произношение звука в слогах.

1). Игра «Кубики в ряд»

Логопед: «Ребята, предлагаю вам поиграть в новую игру. Она очень похожа на «Дубль». В ней тоже нужно найти одинаковые предметы, но находятся они на кубиках, которые будут располагаться в ряду, друг за другом». Логопед показывает детям последовательно 10 кубиков с картинками, а дети ищут и называют повторяющиеся предметы (брюки, фонарик, редиска, рюкзак, гриб, берёза, карета, рябина, черепаха, фонарик).

Логопед: «Кто заметил, чем похожи все слова? Правильно, в каждом слове мы слышали звук [р’]». Постановка цели занятия детьми.

2). Логопед: «Итак, мы будем продолжать слушать, и конечно же, правильно произносить звук [р’]. А сейчас угадайте, кто пришёл к нам в гости:

Полосатый я, как киска.

Но не стойте слишком близко!

Я не маленький котёнок,

Настоящий я … (тигрёнок!.

Логопед: «Вы угадали, это тигрёнок. Вот он какой! Он хочет с вами поздороваться на своём языке». Логопед подходит к каждому ребёнку, произносит ряды слогов, а дети повторяют их:

ря-ря-ри-ри

ре-ре-рё-рё

ря-рю-ре-ри

ре-ри-ря-рё

арь-орь-урь-ирь

кря-крё-крю-кри (ряды слогов подбираются с учётом возможностей каждого ребёнка).

«Логопед: «Ребята, вы хотите узнать, как зовут нашего гостя? Сейчас я произнесу звуки его имени по отдельности, а вы составите из них слово: Р’, И, Ч, И. Правильно! Тигрёнка зовут «Ричи»!»

II. Характеристика звука [р’] по артикуляционно-акустическим признакам.

На доске – символы звука [р’], профиль артикуляции, схема-алгоритм описания. Дети произносят звук, слушают его, соотносят с предметами окружающего мира (что напоминает); наблюдают перед зеркалом его артикуляцию, дают её описание и характеристику звука: «Когда мы произносим звук [р’], губы немного улыбаются, кончик языка находится за верхними зубами, он дрожит под напором воздуха; голосовые связки работают. Звук [р’] - согласный, звонкий, мягкий».

III. Выделение звука из ряда других звуков. Развитие тактильного восприятия.

Игра «Машинки и дорожки».

Логопед: «Ребята, давайте покажем тигрёнку Ричи, как ездят наши машинки по дорожкам. Когда Ричи зарычит: рррь, машинки поедут».

Каждый ребёнок получает тактильную (массажную) дорожку. Логопед от имени тигрёнка произносит ряд звуков, а дети проводят пальчиком по дорожке слева направо, когда слышат [р’]: «т, х, м, рь, п, д, в, рь, б, рь, т, к, м, рь, к, п, н…». (Пальчики в игре чередуются на каждый услышанный звук).

Дети меняются «дорожками» и игра проводится ещё раз. Во второй игре детям нужно изображать машинки пальчиками другой руки.

IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Звуковая мозаика».

Логопед: «Ребята, тигрёнок Ричи хочет поиграть с нами в «Звуковую мозаику»! Мы будем слушать звук [р’] в словах. Если услышите слово со звуком [р’], положите зелёный квадрат в клеточку, и в конце игры у нас получится какой-то узор. Интересно, что же это будет? Не забывайте, что квадраты мы выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз. Иначе ничего не получится. А слова постарайтесь запомнить! Итак, начинаем игру: кенгурёнок, рис, курица, обезьяна, огурец, бегемот, снегирь, панда, мандарин, тигрёнок, жеребёнок, слон, горилла, гиена, антилопа, бизон.

После окончания игры дети рассматривают получившееся изображение, и замечают, что получилась буква «Р». Логопед от имени тигрёнка задаёт вопросы:

- На что же похож узор? (на букву «Р»).

- Кто запомнил название овоща из игры? (огурец)

- А было ли в игре название фрукта? (мандарин).

- Детёныши каких животных встречались? Назовите их. (кенгурёнок, тигрёнок, жеребёнок).

- Каких птиц вы запомнили? (курица, снегирь).

- Какое ещё слово со звуком [р’] мы не назвали? (рис).

V. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.

Игра «Мы – тигрята!» Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы – тигрята, потянулись,

Вправо-влево повернулись,

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись.

Ну-ка, выпрямись, дружок!

Тигрёнок делает прыжок!

А теперь ещё один!

Ну, а прыгнув, посидим,

Поглядим по сторонам:

Кто же тут?

А кто же там?

И присядем по местам.

VI. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа.

Игра «Рыбалка с тигрёнком»

В пальчиковом бассейне из фасоли (это сказочное озеро) находятся рыбки-картинки, имеющие в названии звук [р’], и несколько лишних. Картинки помещены в фасоль таким образом, что видно только часть изображения. Тигрёнок Ричи предлагает детям помочь ему «поймать» и положить в ведро как можно больше подходящей рыбы. Для этого нужно узнать предмет по части изображения, определить, есть ли в его названии изучаемый звук, прикрепить к удочке, чётко назвать и положить в ведро.

Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: «Какой по счёту звук [р’] в этом слове?»

Также можно попросить каждого ребёнка рассказать, для чего предназначен предмет, что можно с ним делать.

VII. Развитие грамматического строя речи. Произношение звука в предложении.

Логопед приглашает одного ребёнка и предлагает ему взять обруч. После этого показывает, как тигрёнок «перепрыгивает через обруч».

Логопед: «Составьте предложение по моему вопросу: «Что сделал тигрёнок?» («Тигрёнок перепрыгнул через обруч»). На доске размещается схематическое изображение предлога «через». Дети составляют схему предложения – определяют количество слов и их последовательность.

Игра с мячом «Предложение рассыпалось». Дети восстанавливают предложение.

Бегемот, река, через, переплыть.

Яма, кенгурёнок, перепрыгнуть, через.

Перешагнуть, пантера, ручей, через.

Попугай, лес, через, перелететь.

Перейти, лужа, носорог, через.

Логопед: «Молодцы, ребята. А теперь придумайте сами несколько предложений со словом «через».

VIII. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Логопед: «Тигрёнку Ричи очень нравится с вами играть. А теперь давайте мы покажем ему, как умеем решать ребусы. И он тоже этому научится!»

Используется презентация. Все слова-решения ребусов имеют в названии звук [р’] (река, репа, курица, хорь, карта, берёза, рис, море, фонарь).

IX. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Тигрёнку пора домой. Как вы думаете, что нового он сегодня узнал? А какие игры с тигрёнком вам понравились? Что у вас получилось хорошо? А что для вас оказалось трудным?» Дети отвечают на вопросы. Логопед от имени гостя отмечает успехи детей и прощается с ними.

Прикреплённые файлы:

rebusy-zvuk-r_sa7kn.ppt | 3317 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [й] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ж]. • Продолжать формировать навыки звукового анализа и.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]»
Опубликовано: 5 мая 2023 в 16:13
+209Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД