Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й»

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Уточнять, закреплять произношение звука [й] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

• Развивать навыки звукового, звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза.

• Познакомить с буквой «Й».

• Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Овощи и фрукты».

• Упражнять в изменении числа глагола.

• Продолжать учить составлять сложносочинённое предложение с союзом «а».

Корекционно-развивающие:

• Развивать общую, пальчиковую, мимическую моторику.

• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, память, мышление.

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Звук [й], Буква Й“» размещена в разделах

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.

Материал:

Игрушка - зайчик, символы звука [й] (картинка с изображением юлы, зелёный домик с колокольчиком, схема-алгоритм описания изучаемого звука, игра «Звуковая мозаика», цветные волчки, сюжетная картина, карточки с буквами, материалы на отдельных тарелочках для выкладывания буквы (фасоль, камешки, счётные палочки, помпоны, песочный стол, муляжи овощей и фруктов в мешочке. материал «Схема слова», кассы с буквами, карточка с ребусом.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Психогимнастика.

1). Логопед предлагает детям послушать стихотворение и изобразить выражения лиц его героев:

- Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой.

Я, мой друг, совсем больной!

- Ты пойди-ка, погуляй!

Всё пройдёт! – сказал Ай-ай.

(Г. Виеру)

Логопед: «Ребята, как звали первого друга? (Ой). А второго? (Ай). Вы заметили, какой звук часто встречается в этом стихотворении? (Ответы детей). Кто догадался, чем мы с вами сегодня будем заниматься?» Постановка цели занятия детьми.

2). Логопед: «Итак, мы будем продолжать слушать, и конечно же, правильно произносить звук «й» и познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук. Сегодня снова у нас в гостях наш новый друг – Зайка (показывает игрушку). Вы уже знаете, что зайчик очень боязливый, и часто произносит такие короткие слова: «Ой, Ай!» Но нас он не боится и хочет вместе с вами поучиться!»

II. Характеристика звука [й] по артикуляционно-акустическим признакам.

На доске – символ звука «й» (юла, профиль артикуляции, схема-алгоритм описания. Дети вспоминают артикуляцию звука «й», дают его характеристику: «Когда мы произносим звук «й», губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, а средняя часть языка поднимается к нёбу; голосовые связки работают Звук «й» - согласный, звонкий, мягкий».

III. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Заведи волчок».

Логопед: «Ребята, посмотрите, что зайка принёс вам в подарок! Что это? (открывает коробочку) Это маленькие разноцветные волчки!»

Каждый ребёнок получает волчок и пробует его запустить у себя на столе. После этого проводится игра. Логопед произносит ряд звуков, а дети запускают волчок, когда слышат «й»: «п, к, м, й, т, д, в, й, б, й, т, к, м, й, х, п, н…».

IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Звуковая мозаика».

Логопед: «Ребята, давайте научим нашего гостя играть в «Звуковую мозаику»! Мы будем играть и слушать звук [й] в словах. Итак, когда услышите слово со звуком [й], положите зелёный квадрат в клеточку и в конце игры у нас получится узор. Интересно, на что он будет похож? Не забывайте, что квадраты мы выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз. Иначе узор не получится. Начинаем игру: змей, дом, майка, кот, йод, мука, попугай, машина, гайка.

После окончания игры дети рассматривают получившиеся узоры, сравнивают их с образцом. Логопед от имени зайки задаёт вопросы:

- На что похож узор? (на цветок, на снежинку, на насекомое).

- Какие слова со звуком «й» вы запомнили?

В случае затруднений можно задать уточняющие вопросы:

- Какой предмет одежды встречался в игре? (майка)

- Что запускают в небо? (змея)

- Какая птица встречалась в игре? (попугай) и т. д.

V. Развитие фонематических представлений. Знакомство с буквой «Й».

Логопед показывает детям плакат с сюжетной картинкой и буквой «Й»: «Ребята, в названии каких предметов на этой картине мы слышим звук «й»? Помогите зайке найти». (Ответы детей: зайка, шайба, змей.).

Логопед: «Молодцы! А вот буква, которая обозначает звук «й».

Организация рассматривания буквы:

- Из каких элементов состоит буква?

- Как они расположены?

- На что похожа буква? (ответы детей).

Чтение стихотворений о букве «Й»:

Букву «Й» зовут «И кратким».

«Й», как «И» в твоей тетрадке.

Чтобы «Й» не путать с «И»,

Сверху галочку пиши!

В. Степанов

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так – модней!

Н. Манжос

- Поиск карточек с буквой «Й» среди других (дети находят буквы и дарят их зайке).

- Выкладывание буквы «Й» на столе из фасоли, камешков, помпонов, палочек (выбор материалов происходит по желанию детей); рисование буквы пальчиком на песочном столе.

VI. Развитие общей моторики, грамматического строя речи. Игра с зайкой «Сделай и скажи»

Произношение звука [й] в словах-действиях.

Логопед: «Сначала зайка будет вам давать задания, а вы выполнять и говорить, что делаете, а потом наоборот:

Зайка: «Дети, хлопайте!» Дети: «Мы хлопаем!» и т. д.

Дети, топайте!

Дети, прыгайте!

Дети, приседайте!

Дети, рисуйте!

Дети, плавайте!

Дети, копайте!

Дети, танцуйте! (дети имитируют движения и отвечают зайке).

Логопед: «А теперь пусть зайка вам отвечает!» Дети по очереди дают задания зайке, четко проговаривая звук «й», выполняют движения вместе с ним. Зайка иногда «ошибается» - выполняет неправильное действие или неправильно отвечает. Дети исправляют ошибки.

Ребёнок: «Зайка, топай!» Зайка: «Я топаю!» и т. д.

Зайка, хлопай!

Зайка, прыгай!

Зайка, бегай!

Зайка, плавай!

Зайка, танцуй! и т. д.

VII. Развитие грамматического строя речи. Произношение звука в предложении.

Игровое упражнение «Сравни предметы»

Логопед: «Вот какое стихотворение знает наш гость зайка:

Слов на «Й» совсем немного:

«Йогурт», «йод» и слово «йога».

«Й» в конце обычно пишем:

«Чай», «случайный», «тайный», «лишний».

Р. Горенбургова

Итак, звук «й» часто встречается в середине и в конце слов-признаков. Давайте убедимся в этом и расскажем нашему зайке об овощах и фруктах. Нужно достать из мешка два предмета и сравнить их по любому признаку (размеру, форме, цвету, вкусу, весу).

Дети выполняют задание. Примерные варианты ответов:

Апельсин оранжевый, а помидор красный.

Огурец вытянутый, а яблоко круглое.

Банан сладкий, а лимон кислый. и т. д.

VIII. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

1). Логопед: «Ребята, кто запомнил, какие слова говорит зайчик, когда боится? Да, это короткие слова «ОЙ» и «АЙ».

Какой первый звук в слове «ОЙ»?

Какой второй звук в этом слове?

Сколько всего звуков? (дети выкладывают схему)

Сколько гласных звуков в этом слове?

А сколько согласных?

Сколько слогов в этом слове? Почему?

А теперь давайте выложим это слово из букв (дети выкладывают слово в кассах)

А теперь давайте подумаем: что нужно сделать, чтобы слово «ОЙ» превратилось в слово «АЙ»? (дети выполняют, задание, читают новое слово, объясняют, как выполнили задание).

2). Решение ребуса (МАК – МАЙ)

IX. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Зайке пора домой. Чему он научился вместе с нами? В какие игры он с нами играл? Что нового вы сегодня узнали? Что у вас хорошо получилось? А что было сложным?» Дети отвечают на вопросы. Логопед от имени гостя отмечает успехи детей и прощается с ними.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ж]. • Продолжать формировать навыки звукового анализа и.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й»
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 20:36
+244Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД