Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Познакомить с буквой «Ю».
• Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза; анализа словесного состава предложения с предлогом.
• Формировать умения читать и писать слова с буквой «Ю».
• Упражнять в восстановлении смысла деформированной фразы, в составлении простого распространённого предложения с предлогами.
• Продолжать учить решению ребусов.
Корекционно-развивающие:
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, буквенный гнозис, мышление, пространственные представления.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Буква Ю“» размещена в разделах
- Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
• Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, графических навыков.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Волчки из картона по количеству детей, юла; схема-профиль артикуляции звуков [j], [у]; таблица с изображением буквы «Ю» и соответствующих картинок; карточки с напечатанными заданиями; цветные карандаши; карточки с напечатанными слогами и словами для чтения; мяч; материал «схема предложения»; доска, мел.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Постановка цели занятия.
Дети сидят за столами. У каждого волчок из картона. Логопед предлагает запустить свои волчки, понаблюдать за тем, как красиво смешиваются цвета во время их вращения.
Логопед: «Ребята, волчок – это маленькая юла. А у меня – большая, настоящая (показывает). Слово «юла» начинается с буквы «Ю». Сегодня мы с ней познакомимся.
II. Характеристика звуков [j], [у] по артикуляционно-акустическим признакам.
Логопед объясняет, что буква «Ю», как и буквы «Я», «Е», «Ё» обозначает два звука, когда находится в начале слова и в середине после гласного.
III. Знакомство с буквой «Ю». Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений.
- Рассматривание буквы (обсуждение: из каких элементов она состоит и как они расположены).
- Любит ли буква «Ю» солнышко? (не любит, так как «смотрит» вправо).
- Чтение стихотворений о букве «Ю»:
1. Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась… буква «Ю». (А. Шибаев).
2. Я узнаю юлу свою,
Когда смотрю на букву «Ю» (Ф. Бобылёв).
3. На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель,
Он, как буква «Ю», с кольцом
К тиграм смело встал лицом. (В. Степанов)
- На что ещё похожа буква «Ю»? (ответы детей).
- Найдите букву «Ю» среди других букв, возьмите её и обведите пальчиком.
- Раскрасьте букву «Ю» на своих карточках красным карандашом.
IV. Чтение слогов с буквой «Ю». Игровое упражнение «Спускаемся в лифте».
Логопед напоминает детям, что буква «Ю», обозначает два звука - [j], [у], когда находится в начале слова и в средине после гласного. Далее объясняет, что буква «Ю» смягчает согласный, после которого находится. В этом случае она обозначает один звук – [у].
После этого проводится игровое упражнение «Спускаемся в лифте» (чтение слоговых рядов, выложенных из букв на доске и расположенных в направлении сверху вниз):
1. ЮЛ, ЮК, ЮТ, ЮН, ЮМ, ЮХ, ЮФ, ЮС, ЮЛ, ЮР;
2. АЮ, ОЮ, ИЮ, ЭЮ, УЮ, ЫЮ;
3. ПЮ, КЮ, ТЮ, НЮ, МЮ, СЮ, ЛЮ и др.
V. Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания. Физкультминутка.
Логопед предлагает детям внимательно слушать слова. Если в слове есть буква «Ю», то нужно поднять руки, а если нет – присесть на корточки: «Юнга, мир, кот, юг, юрта, юбка, мел, юноша, кисть, юла, Юпитер…»
VI. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Выполнение заданий на карточках (материал выполнен в программе «Microsoft Word» и распечатан на цветном принтере).
- Выполнить звуко-слоговой анализ слов «Юра» и «Люба» (нарисовать схемы цветными карандашами под соответствующими картинками).
- Напечатать слова под схемами.
- Вписать пропущенные буквы «Ю» в слова. Прочитать предложение.
VII. Чтение слов с буквой «Ю».
Логопед предлагает детям прочитать слова на двух карточках, расположенных на доске. После этого просит догадаться: чем отличаются все слова на карточке справа, от слов на карточке слева:
1. Юг, юнга, юрта, каюта, мою, купаю, катаю.
2. Люда, изюм, плюс, ключ, изюм, клюква.
VIII. Восстановление смысла деформированных фраз. Работа над предложением с предлогами. Упражнение с мячом «Слова поссорились» или «Предложение рассыпалось».
Логопед бросает детям по очереди мяч и называет слова. Дети возвращают мяч, составляя предложение, находят в нём слово с буквой «Ю».
- Птицы, осень, улетать, юг, на. – Осенью птицы улетают на юг.
- Весна, прилететь, юг, с, птицы.
- Света, шкаф, юбка, убрать, в.
- Юля, из, пакет, достать, изюм.
- Стул, юла, под, лежать.
- Юра, клюква, болото, найти, на.
Проводится анализ одного предложения по выбору детей: «Какое первое слово в предложении? Какое второе слово? Назовите третье слово. Есть ли ещё слова в этом предложении? Сколько всего слов?» На доске выкладывается схема предложения.
IX. Развитие навыков звуко-буквенного синтеза, мышления. Выполнение занимательного задания на карточке, решение ребуса.
Логопед снова предлагает взять карточки и обращает внимание на новое задание:
- Буквы в коробках перемешались. Составить из букв слова, напечатать их под коробками и соединить с соответствующими картинками.
- Логопед при детях рисует на доске ребус и предлагает его решить. Ответ: «Вьюга».
X. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
- С какой буквой вы познакомились?
- Что вы узнали о букве «Ю»?
- Какие задания у вас хорошо получились?
- Что было трудным для вас?
Даётся дифференцированная оценка деятельности воспитанников.