Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

• Развивать навыки простого звукового анализа и синтеза.

• Учить добавлять заданный слог к первой части слова (для получения целого слова).

• Упражнять в изменении числа существительных (именительный падеж).

• Упражнять в составлении простого распространённого предложения по заданному вопросу с опорой на предметные картинки.

Корекционно-развивающие:

• Развивать общую, пальчиковую моторику.

• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание, графо-моторные умения.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и ответы друг друга.

Материал:

Игрушка – заводной утёнок, цветная коробка – «сказочный лифт», профиль артикуляции изучаемого звука, символы звука [к’], индивидуальные зеркала, карточка с заданием; простые карандаши по количеству детей, пакет с предметами, имеющими в названии звук [к’] (букет, кисть); стаканчики с фасолью, домики зелёного цвета, материал «схема слова», карточки с буквами, кассы букв, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие слухового внимания, буквенного гнозиса, постановка цели занятия.

1). Игра «Обезьянка». Дети повторяют за логопедом движения: «Кулачки», «Замок», «Ёж», «Шарик», «Коза», «Корова», «Дом», «Ворота» и др.

2). Загадывание загадок (в словах-отгадках – звук [к’]):

Ходят вперевалочку, плавают, ныряют,

На дне пруда корм добывают. (Утки)

Зелены мы, как трава,

Наша песенка: «ква-ква». (Лягушки)

Весь день ползём мы по дорожке,

То выпустим, то спрячем рожки. (Улитки)

Ползут наоборот, задом наперёд,

Всё под водой хватают клешнёй. (Раки)

Логопед: «Ребята, кто запомнил и может назвать все слова-отгадки? (один ребёнок называет слова). Сколько слов вы услышали? Какой звук встречается в каждом слове?» (ответы детей). Ребята, сегодня мы будем слушать и правильно произносить звук [к’] вместе с нашим гостем. Кто же это?»

II. Произношение звука в слогах.

«Прилетает» сказочный лифт (логопед достаёт коробку и вынимает из неё заводную игрушку-утёнка): «Это утёнок Кеша. Он ещё не умеет как мама-утка, говорить «кря-кря», поэтому поздоровается с вами по-своему. Кеша «подходит» к каждому ребёнку и здоровается. Каждый ребёнок повторяет за Кешей:

ки-ки-кё

ке-ке-кю

кю-кю-ке

кё-кё-ки

ки-ки-кя-кя

ке-ке-кю-кю

кя-кя-кё-кё

кю-кю-ки-ки (возможны и другие варианты сочетаний слогов в зависимости от возможностей воспитанников)

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»

III. Характеристика звука [к’] по артикуляционно-акустическим признакам.

Итак, что же напоминает вам любимый звук Кеши?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением ёжика, на лапку которого падет капелька (из пособия Агранович З. Е.) и просит детей воспроизвести звук.

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [к’]. Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук?» Дети высказывают мнения. Логопед обращает внимание на то, что губы при произношении звука «улыбаются», задняя часть языка глубоко во рту стучит по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. «Гласный или согласный звук [к’]? Почему? Твёрдый он или мягкий? С голосом или без голоса мы его произносим?» Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит тихо, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, что горлышко «не дрожит», после чего объясняет, что звук является глухим. Символы звука (кружок зелёного цвета, зелёный домик) и буква «К» располагаются на доске. «Итак, звук [к’] – согласный, глухой, мягкий. А обозначается он знакомой вам буквой «К».

IV. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Помаши Кеше».

Логопед: «Кеша хочет научиться слушать свой любимый звук и отличать его от других. Давайте поиграем. Когда услышите звук [к’], помашите Кеше правой рукой.

Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к’, м, т, д, м, к’, б, т, к’, м, н, п, п, т, м…».

V. Выделение звука на фоне слова. Игра «Посели слова в домик».

Логопед: «Продолжаем играть к Кешей. Он сегодня принёс нам много фасоли! Когда услышите слово со звуком [к’], положите зёрнышко фасоли в домик. Постарайтесь запомнить все слова: кит, дом, пакет, стол, очки, кисточка, стена, кисель, машина». После игры дети считают зёрнышки и вспоминают слова.

VI. Формирование фонематических представлений. Игра «Картинки для Кеши».

Логопед: «Ребята, я предлагаю сделать подарки нашему гостю. Кеше нужны картинки, в названии которых находится звук [к’]. Помогите выбрать эти предметы на карточке и проведите линию от каждого из них к зелёной коробке».

Логопед обсуждает с детьми названия картинок, так как среди них есть и малознакомые детям предметы (кекс, бант, кирпич, автобус, кеды, кенгуру, стул, туфли, кегли, кино, кипарис, кизил). Дети проводят линии карандашами. После выполнения задания логопед предлагает рассказать, что они положили Кеше в коробку (составить предложения).

VII. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звука [к’] в словах и предложениях. Игра «Я и мы». Кеша играет с детьми.

Дети встают в круг. Логопед от имени Кеши говорит о том, что он умеет делать, и показывает движение, а дети имитируют это движение, повторяют фразу, меняя местоимение и число глагола и существительного, если оно присутствует во фразе:

Кеша: «Я киваю». Дети: «Мы киваем».

Кеша: «Я рисую кисточкой». Дети: «Мы рисуем кисточками».

Кеша: «Я кидаю мяч». Дети: «Мы кидаем мячи».

Кеша: «Я иду в кино». Дети: «Мы идём в кино».

Кеша: «Я поднимаю кирпич». Дети: «Мы поднимаем кирпичи».

Кеша: «Я пеку кекс». Дети: «Мы печём кексы».

Кеша: «Я несу кегли». Дети: «Мы несём кегли».

VIII. Развитие навыков позиционного анализа.

Логопед: «Ребята, Кеша принёс в пакете предметы и хочет их нам показать. Итак, это (вынимает предметы из пакета) кисточка и букет. Давайте научим Кешу определять, где находится его любимый звук в словах». Дети составляют схемы и объясняют: «В слове кисточка звук [к’] находится в начале. В слове букет (пакет) звук [к’] находится в середине».

IX. Развитие грамматического строя речи. Изменение числа существительных. Игра с мячом «Измени слово так, чтобы в нём появился звук [к’]»:

кофейник – кофейники

утка –

охотник –

валенок –

венок –

ботинок –

мешок –

X. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Логопед: «Ребята, Кеша хочет спеть вам свою короткую песенку, давайте послушаем: «КИ….» Сколько звуков вы услышали? Какой был первый звук? Какой второй звук вы услышали? Давайте выложим эту короткую песенку из букв – порадуем Кешу». Дети выкладывают «КИ» из букв разрезной азбуки, читают Кеше. Один ребёнок выкладывает слог на доске из больших букв.

Кеша «благодарит» детей и предлагает поиграть: добавить «КИ» к началу произнесённых им слов. Что же получится?

Сан+КИ = САНКИ

лап + КИ = ЛАПКИ и т. д.

мыш –

тан –

кеп –

куби –

миш –

конь –

василь –

шиш –

Логопед предлагает новую игру от лица Кеши: «А теперь наоборот: я буду называть конец сова, а вы догадаетесь, какое слово получится, если в начале поставить мою песенку – «КИ»:

КИ + ты = КИТЫ и т. д.

…. са

….но

…па

…ра

…ло

…сель

…зил

…парис

XI. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Утёнку Кеше пора домой. В какие игры он с нами играл? А чему мы сегодня научились вместе с Кешей?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи, предлагает пригласить Кешу на следующее занятие.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [н]. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза. •.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Домашние птицы
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 21:31
+463Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки