Папки-передвижки

Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников

Светлана Гринцова
Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников

Одним из ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное желание к познанию и исследованию мира. Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития (Н. Н. Поддьяков, А. Валлон, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин). А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности. Исследовательская активность проявляется в опыте дошкольников. Исследования (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Л. А. Парамонова, Н. Е. Веракса, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева) показывают, что решение игровых проблемных ситуаций можно определить как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В процессе изменяется сам ребенок и его отношение к миру (А. Н. Поддьяков, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса).

Публикация «Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников» размещена в разделах

Исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе решения игровой проблемной ситуации. Анализ литературы (О. В. Дыбина, А. В. Усова, А. А. Бобров, А. Деметроу) показал, что исследовательская активность связана с освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск входе решения игровых проблемных ситуаций :

1. Умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска;

2. Умения, связанные с использованием оборудования, инструментов в ходе решения игровой проблемной ситуации;

3. Умения, связанные с осуществлением детьми коллективного, совместного исследовательского поиска;

4. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов решения игровой проблемной ситуации.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей : развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко, становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова, развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л. А. Регуш, Г. И. Вергелес, А. Н. Соколов, О. К. Тихомиров, Е. Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.

На основании проведенного анализа исследовательская активность ребенка может быть определена как выраженное настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для нее проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Результатом исследовательской активности становится получение нового знания и возможность дальнейшего познания и деятельности субъекта.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживают игровые проблемные ситуации.

Игровые проблемные ситуации - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

• она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литера-турного произведения, которое хорошо знакомо дошкольни-кам;

• оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуется пространство и предметная среда;

• в содержание игры заложена дидактическая цель, воспи-тательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;

игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

• воспитатель руководит всей игрой : следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотно-шениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Особую ценность сегодня приобретает развитие способности само-стоятельно и творчески мыслить. Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

Литература

1. Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками [Текст] // Вопросы психологии. – 1981. – №3. – С. 123-127.

2. Kиреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб. : Союз, 2007. – 599 с. ; – С. 88–94. – 0.4 п. л.

3. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения : Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст]. – М. : Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.

4. Поддьяков А. Н. Исследовательская активность ребенка [Текст] // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 2. – С. 10-20.

5. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды [Текст] // Вопросы психологии. –1986. №1. –С. 53-59.

Публикации по теме:

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В образовательном процессе.

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 10:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД