Горелова Надежда Николаевна
Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе
Воспитатель ГБДОУ детский сад №102 г. Санкт-Петербург Горелова Надежда Николаевна
Статья на тему:"Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе"
Публикация «Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе» размещена в разделах
Дошкольное детство – благоприятная пора формулирования основ экологической культуры, которая включает в себя элементарное понимание и осознание ребенком взаимодействия человека с природой. Почему?
1. Человек - индивидуальное живое существо, полное тайн и открытий.
2. Человек-первооткрыватель и создатель природного мира.
3. Мир человека и мир природы един
Понимание этих моментов позволит педагогу проводить работу по формированию представления об окружающей природе родного края, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность, наблюдательность, познавательность.
Что это за понятия?
Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности (словарь по общественным наукам); склонность к приобретению новых знаний (толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов); стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления (толковый словарь русского языка под. ред. Д. Н. Ушакова).
Сообразительность – интеллектуальное свойство личности, проявляющееся как быстрота мыслительной деятельности, гибкость и точность ума, оригинальность мыслей, это способность человека быстро и ясно понимать, просчитывать, нередко догадываться (энциклопедический словарь педагога); способность быстро, хорошо понять, рассудить что–нибудь (толковый словарь русского языка под. ред. Д. Н. Ушакова)
Наблюдательность – способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов (толковый словарь русского языка под. ред. Д. Н. Ушакова)
Природные объекты являются самыми доступными и учат детей логично объяснять, называть их, понимать схематические знаки, а так же будут способствовать развитию речи, которая является основным средством проявления важнейших психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления.
Т. к. в нашей группе дети имеют недостатки речи, то это направление работы можно и нужно решать совместно со специалистами. Как же наша образовательная деятельность помогает в коррекционной работе с детьми и в развитии личностных качеств каждого воспитанника? Хорошо, что у нас есть психолог, в начале года она провела диагностику, которая дала нам определенные представления о наших детях.
Контрольный срез показал, что произошли качественные изменения с памятью, логическим мышлением, образным мышлением. Дети стали лучше запоминать, рассуждать. Появились в речи доказательства, рассуждения, объяснения.
К изучению уровня познавательных потребностей я привлекла и родителей. Им было предложена анкета, где были сформулированы вопросы о познавательных способностях детей.
Какие занятия предпочитает ваш ребёнок дома в свободное время? Что предпочитает ребёнок, когда задан вопрос на сообразительность?
На сколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
Часто ли задает вопросы «почему?», «зачем?», «как?».
Проявляет ли ребёнок интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делает что – то по ним (лепит, конструирует и др?
Проявляет ли ребёнок интерес к познавательной литературе (энциклопедиям и др)?
В опросе участвовали 17 родителей, надеюсь, что их ответы были искренними.
Результаты такие:
Радует, что 48% детей предпочитает развивающие игры
48% детей пытаются рассуждать, если задан вопрос на сообразительность
60% детей часто задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?».
И огорчает, что
Дети редко проявляют интерес к символическим «языкам» - 58%.
Лишь 76% детей проявляют интерес к познавательной литературе.
82% детей иногда или слабо проявляют интерес к занятиям, связанными с умственной деятельностью.
В целом результаты неплохие, но необходимо в дальнейшем больше рассуждать с детьми, не давать сразу готовых ответов, давать детям игры, требующие сообразительности, логического мышления и т. д.
Эти данные позволили мне организовать педагогический процесс и продумать задачи, формы, методы и технологии работы с детьми в этом направлении.
Были поставлены задачи:
1. Вызвать интерес у детей к природе родного края, понимание необходимости ее сохранения и умения вести себя на природе.
2. Развивать психические стороны личности ребенка, такие как любознательности, наблюдательности, сообразительности.
3. Расширять и активизировать речевой запас детей и практическое усвоение ими грамматических средств языка.
Как видно, задачи охватывают разные стороны личности ребенка.
Модель совместной деятельности педагога с детьми включает в себя следующее:
Беседы – на экологическую тему:
1-беседа о лесе в разные времена года
2- кто как зимует (о животных)
3-о домашних и диких животных (их отличии)
4- о зиме (как о сезоне)
5- об обитателях морей и океанов
Наблюдения:
1. У болота и на болоте
2. Гуляем по лугу
3. Кто охраняет природу
4. У бабушки в деревни
5. В саду и огороде
Были изготовлены книжки-самоделки вместе с детьми:
1. на опушке леса
2. прогноз погоды
3. на прогулке в парке
4. обитатели морей и океанов
Экспериментирование:
Проводила опыты со снегом, водой, льдом
1. вода превращается в лед
2. лед превращается в воду
3. как сделать снежинку
4. хрупкий, холодный, блестящий лед
Коллекционирование:
Были представлены коллекции «Мир камня», «Насекомые». Ребята с удовольствием их рассматривали, задавали вопросы и рассуждали об этих объектах.
Моделирование:
Работали с моделями
1. кто где живет
2. что где растет
3. этажи леса
4. путаница
В процессе этой работы учила детей анализировать, классифицировать, составлять рассказы.
Видео Моделирование «Кто живет в зимнем лесу»
Выставки:
Выставки работ родителей вместе с детьми.
1. какое оно было лето,
2. подарки осени,
3. вкусные поделки,
4. домашние питомцы.
Настольные игры:
Большое место отводилось природоведческим играм :
1. лес, кто в нем живет,
2. лесные шахматы,
3. обитатели моря,
4. жители севера.
Конструктор «ТИКО»
Детям была предложена новая развивающая игра ТИКО, которая помогает развивать у детей мелкую моторику, мыслительные операции (сравнивать, анализировать) и воображение. Эту игру можно использовать в формировании представлений у детей во всех образовательных областях.
Календарь погоды:
Сделали метеостанцию. Ребята придумали такую игру, где о погоде рассказывает ребенок, который выступает в роли метеоролога как на телевидении.
Сюжетно – ролевая игра «Прогноз погоды».
После проведенной работы я предложила тест для выявления уровня развития естественнонаучных представлений (предложила детям нарисовать про жизнь в лесу).
В этом тестировании участвовали 17 воспитанников. Критерии рисунка, по которым проводила анализ, отражали наличие замысла рисунка, его содержание, использование цвета, пространство листа, гармоничность и пропорциональность объектов и т. д. Степень выраженности этих показателей говорит о наличии достаточно высокого уровня развития естественно-научных представлений. Результаты такие:
59% Замысел рисунка. Как возникает.
70% Содержание рисунка.
47% Использование цвета.
53% Использование пространства.
65% Гармоничность и пропорциональность.
70% Отношение к процессу и результату рисования.
Таким образом, результаты проведенного исследования говорят об определенной проделанной содержательной работе в этом направлении.