Шарова Елена Васильевна
Игровые технологии в детском саду. Интегрированное пособие «Обучайка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л. С. Выготский).
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).
Публикация «Игровые технологии в детском саду, Интегрированное пособие „Обучайка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Выделяют четыре главные черты присущие большинству играм:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуре игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры для ребенка невозможно исчерпать и оценить развлекательно возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и других учреждениях. В современном детском саду, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология культурно-досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и Умницы» и др.).
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной образовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
Всвязи с эти педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо искать новые пути решения поставленных задач. Один из них – это разработка интегрированных пособий, направленных на реализации. различных образовательных областей.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПОСОБИЕ «ОБУЧАЙКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЦЕЛЬ: Развить у детей навыки самостоятельной познавательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
ОО «Познание» («Развитие элементарных математических представлений»)
1. «Состав числа».
Воспитатель выставляет в центральный кармашек карточку с числом, предлагая детям в нижних кармашках выложить из цифр состав данного числа во всех возможных вариантах.
2. «Соседи».
Воспитатель выставляет карточку с числом, предлагая детям подобрать ближайшие к нему цифры (например, соседями числа 5 будут 4 и 6).
ОО «Коммуникация» («Развитие основ первоначальной грамоты»)
1. «Звуковой анализ».
Воспитатель выставляет карточку с изображением какого-либо предмета и предлагает детям с помощью красных, синих и зеленых фишек сделать звуковой анализ слова, изображенного на карточке.
2. «Твердый - мягкий».
Ребенку дается набор карточек с изображением различных предметов, из которых он должен выставить в кармашки только те, которые начинаются с твердого (глухого) звука.
ОО «Чтение художественной литературы» («Чтение художественной литературы и развитие речи»)
1. «Что сначала, что потом?».
Воспитатель выставляет сказку в картинках и спрашивает, в правильном ли хронологическом порядке он это сделал? Если нет, то детям предлагается исправить ошибки и рассказать сказку.
2. «Кто лишний?».
Воспитатель выставляет карточки с изображением персонажей одной сказки и 1-2 карточки с «лишними» персонажами. Детям предлагается отыскать их.
Данное пособие может быть использовано как в непосредственно-образовательной деятельности, так в образовательной деятельности в режимных моментах.