Лучший педагог года

Игровые технологии в образовательном процессе

Татьяна Ковалькова
Игровые технологии в образовательном процессе

МОУ Писаревская средняя общеобразовательная школа

Тулунского района

Иркутской области

Доклад по теме:

«Игровые технологии в образовательном процессе»

подготовила

учитель начальных классов

Ковалькова Татьяна Александровна.

п. 4-е отделение ГСС, 2017 г.

(Слайд 1) Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

Публикация «Игровые технологии в образовательном процессе» размещена в разделах

(Слайд 2) Антон Семенович Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

(Слайд 3) Педагогические игры достаточно разнообразны по :

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают :

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на :

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

(Слайд 4) Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

(Слайд 5)

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты: (слайд 6)

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице. (Слайд 7)

Компоненты игровой технологии

во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии Структурные элементы игры

Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой Задачи игры

Содержательно-операционный Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой Игровое состояние

Оценочный Результат игры

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша экспедиция оказалась в пустыне…

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т. д., очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс, которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку,

Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (слайд 8) представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

(Слайд 9) Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

(Слайд 10) В. А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

Анкета (слайд 11)

– Нравится ли тебе играть на уроке?

– На каких уроках тебе хотелось бы играть?

– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал (слайд 12) :

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (15 уч 1 отсутствовал)

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна. (11 из 15)

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (14)

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (12)

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т. д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

(Слайд 13) Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

(Слайд 14)

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». (слайд 15) Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». (Слайд 16) На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями (слайд 17) повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю (слайд 18) «Решите ребусы», (слайд 19) «Решите анаграммы», (слайд 20) «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. А вот ученики постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

О возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 21) «за» использование игровых технологий :

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие :

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». (Слайд 22) Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Источники:

1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М., 1973.

2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

6. Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

7. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

8. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

9. Занъко С. Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

10. Игры - обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. - М., 1994.

11. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

12. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

13. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т. У. - М., 1958.

14. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 1983.

15. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М. : РПА, 1996.

17. Самоукина Н. В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996.

https://school54nk.ucoz.ru

https://kollegi.kz

https://referatwork.ru

Прикреплённые файлы:

prezen_nvrfh.pptx | 3690,1 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в образовательном процессе
Опубликовано: 10 сентября 2022 в 12:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД