Диярова Сулпан Миннебаевна
Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Публикация «Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения» размещена в разделах
Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является :
• создание развивающей образовательной среды;
• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса :
1)Усложнение научно – технического прогресса
2)Усложнение дефектов речи
Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.
В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий : задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Данные цели привели к постановке и решении задач:
-Изучить и проанализировать литературу по теме.
-Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.
-Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.
-Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.
-Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.
-Подобрать игрушки для логопедической работы.
- конспекты занятий в игровой форме.
-Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.
-Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
На логопедических занятиях используются:
дидактические,
настольно-печатные,
словесные,
коррекционно-развивающие,
игры с движениями,
сюжетные, ролевые игры,
игры-драматизации
Дидактические игры и пособия
1)Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза
1.«Веселый паровозик»
Цель: учить определять место звука в слове (в начале, середине, конце)
Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»
Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено и определить где звук живет в слове (в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.
2. «Рыбалка»
Цель: учить определять первый, последний звук в слове
Задачи: Коррекционно-образовательная-учить определять звуки в начале и в конце слова.
Коррекционно-развивающая- развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательная - воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование: игрушечные ведра разных цветов- красного, синего, зеленого, удочка, маленький тазик, рыбки с картинками.
Ход игры: Ребенок должен поймать рыбку, назвать картинку на другой стороне и определить какой звук живет в начале (конце) слова, если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.
3. «Пароходы»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Задачи: Коррекционно-образовательная-учить делить слова на слоги
Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование:
Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается на пароход с одной палубой, если 2 слога на пароход с двумя палубами, если 3 слога, то на трехпалубный пароход.
4. «Слоговой домик»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Задачи: Коррекционно-образовательная-учить делить слова на слоги
Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование:
Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается в окно с цифрой -1, если 2 слога, то картинка помещается в окно с цифрой -2и т. д
5. «Выложи узор»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш (Л и Р) их символ. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения
6. «Звуковые дорожки»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.
7. «Собери бусы»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р
8. «Выбери домик»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.
9. «Засели Домики» для различения твердых и мягких согласных
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать твердые и мягкие согласные.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, какой звук живет в начале слова-мягкий или твердый и помещает соответственно в синий или зеленый домик.
10. «Подбери рифму»
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить подбирать слова, близкие по звуковому составу.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.
11. «Подбери слово к схеме»
Цель: учить определять место звука в слове (в начале, середине, конце)
Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование: предметные картинки на определенный звук, схемы слов к данным картинкам.
Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, позицию звука в слове и помещает ее к соответствующей схеме-слова.
2)Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи
«Один – много»,
«Назови ласково»,
«Сосчитай 1-5»
«Из чего сделано?»,
«Мой, моя, моё?»,
«Чья мама?»
«Чей хвост?»
«Кошки-мышки»
«Скажи наоборот»
3) Игры для развития связной речи:
«Продолжи предложение»,
«Пословицы и поговорки»,
«Магазин»,
«Угадай»,
«Нелепицы»
«Придумай сказку»
«Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.
4) Игры для развития высших психических функций
«Четвертый лишний» или «Что лишнее»
«Найди отличия»,
«Что спрятано?»,
«Лабиринты»,
5)Игры на знакомство с буквами
«Допиши букву»
«Найди такую же букву»
«Найди букву»
«Буквы спрятались
«Ребусы»
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.