Приложение МААМ

Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения

Диярова Сулпан Миннебаевна
Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Публикация «Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения» размещена в разделах

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является :

• создание развивающей образовательной среды;

• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса :

1)Усложнение научно – технического прогресса

2)Усложнение дефектов речи

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий : задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач:

-Изучить и проанализировать литературу по теме.

-Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

-Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

-Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

-Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

-Подобрать игрушки для логопедической работы.

- конспекты занятий в игровой форме.

-Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

-Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

На логопедических занятиях используются:

дидактические,

настольно-печатные,

словесные,

коррекционно-развивающие,

игры с движениями,

сюжетные, ролевые игры,

игры-драматизации

Дидактические игры и пособия

1)Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза

1.«Веселый паровозик»

Цель: учить определять место звука в слове (в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»

Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено и определить где звук живет в слове (в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.

2. «Рыбалка»

Цель: учить определять первый, последний звук в слове

Задачи: Коррекционно-образовательная-учить определять звуки в начале и в конце слова.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательная - воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: игрушечные ведра разных цветов- красного, синего, зеленого, удочка, маленький тазик, рыбки с картинками.

Ход игры: Ребенок должен поймать рыбку, назвать картинку на другой стороне и определить какой звук живет в начале (конце) слова, если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.

3. «Пароходы»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Задачи: Коррекционно-образовательная-учить делить слова на слоги

Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование:

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается на пароход с одной палубой, если 2 слога на пароход с двумя палубами, если 3 слога, то на трехпалубный пароход.

4. «Слоговой домик»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Задачи: Коррекционно-образовательная-учить делить слова на слоги

Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование:

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается в окно с цифрой -1, если 2 слога, то картинка помещается в окно с цифрой -2и т. д

5. «Выложи узор»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш (Л и Р) их символ. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения

6. «Звуковые дорожки»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.

7. «Собери бусы»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р

8. «Выбери домик»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.

9. «Засели Домики» для различения твердых и мягких согласных

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать твердые и мягкие согласные.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, какой звук живет в начале слова-мягкий или твердый и помещает соответственно в синий или зеленый домик.

10. «Подбери рифму»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить подбирать слова, близкие по звуковому составу.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.

11. «Подбери слово к схеме»

Цель: учить определять место звука в слове (в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, схемы слов к данным картинкам.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, позицию звука в слове и помещает ее к соответствующей схеме-слова.

2)Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи

«Один – много»,

«Назови ласково»,

«Сосчитай 1-5»

«Из чего сделано?»,

«Мой, моя, моё?»,

«Чья мама?»

«Чей хвост?»

«Кошки-мышки»

«Скажи наоборот»

3) Игры для развития связной речи:

«Продолжи предложение»,

«Пословицы и поговорки»,

«Магазин»,

«Угадай»,

«Нелепицы»

«Придумай сказку»

«Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

4) Игры для развития высших психических функций

«Четвертый лишний» или «Что лишнее»

«Найди отличия»,

«Что спрятано?»,

«Лабиринты»,

5)Игры на знакомство с буквами

«Допиши букву»

«Найди такую же букву»

«Найди букву»

«Буквы спрятались

«Ребусы»

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей»Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Всю неделю у нас.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя МДОУ «Сланцевский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 21:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологи в процессе логопедического сопровождения» (включая файлы) размещена пользователем Диярова Сулпан Миннебаевна (УИ 1304092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД