Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ

Елена Ческидова
Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ

Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.

Детская одаренность (дошк. возр) – подразумевает интеллектуально – творческий потенциал каждого ребёнка.

В дошкольном детстве выделяется несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Принципы обучения одаренных детей:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

3. Принцип учета возрастных возможностей.

Педагогический коллектив ДОУ создаёт условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития.

• В детском саду создана атмосфера доброжелательности и заботы по отношению к каждому ребенку, формирующая чувство собственной значимости, поощряющая проявление его индивидуальности.

• Введена система психолого- педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживание их дальнейшего развития.

• В работе используются различные нетрадиционные методы и приемы, современных образовательных технологий, в том числе игровых.

• В детском саду работают высококвалифицированные педагоги: «узкие» специалисты, воспитатели.

• Создана развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая все виды деятельности ребенка (развивающие игры, нестандартные материалы для изобразительной деятельности, художественная и познавательная литература)

• Дети включены в деятельность кружков, согласно их интересов, увлечений и способностей:

Физкультурно-спортивная направленность

«Юный шахматист»

«Шейпинг в детском саду»

Художественная направленность

«Бумажный журавлик»

«Умелые ручки»

«Островок творчества»

Социально-педагогическая направленность

«Подготовка к школе»

Техническая направленность

«ТИКО - моделирование»

• Дети принимают активное участие в праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах, фестивалях:

Информация об участии воспитанников МБДОУ «Детский сад №» в конкурсах за период с 01.09.2020 по 25.02.2021

- Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Красота родного края» 22.09.2020 1 м

- Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Кино и Я» 06.10.2020 2 м

- Всероссийский конкурс детских поделок «Бумажная фантазия» 17.11.2020 1 м

- Всероссийский конкурс детского рисунка и декоративно – прикладного искусства» Мама, я тебя люблю» 18.11.2020 Участие

- Городской конкурс поделок из природного материала «Дары Осени» 05.11.2020-13.11.2020 Участие

- Областной конкурс елочной игрушки из вторсырья «Подарки для ёлки» 15.11.2020-18.12.2020 Участие

- Городской экологический фестиваль детского творчества «Междуречье» среди детей дошкольного возраста» 08.12.2020 Участие

- Международный педагогический портал «Тридевятое царство»,номинация «Лучшая новогодняя открытка»,работа «Дед Мороз принёс нам елку» 10.12.2020г. 1 место

- IV Всероссийский конкурс «Ты Гений», работа «Веселый снеговик» 13.12.2020г. 1 место

- Международный новогодний конкурс поделок и рисунков для детей «Герои зимних сказок»,номинация Поделка, название работы «Снегурочка» 20.12.2020г. 3 место

- Всероссийский конкурс декоративно – прикладного искусства «Город мастеров» 15.12.2020 Участие

- Всероссийский конкурс декоративно – прикладного искусства «Аппликация» 22.12.2020 1 место

- Всероссийская онлайн-олимпиада: "Спортивная тренировка" 21.12.2020 2 место

- Всероссийский конкурс декоративно – прикладного искусства «Мама, я тебя люблю» 01.12.2020 2 место

- Всероссийский конкурс рисунков «Зимушка-Зима» 11.12.2020 2 место

- Всероссийский конкурс детского рисунка “Ларец сказок” 23.01.2021 Участие

- Всероссийский конкурс «Страна талантов» 20.01.2021 2 место

- Всероссийский конкурс декоративно – прикладного искусства «Город мастеров» 30.12.2020 1,2 место

- Городской конкурс открыток и поделок «Защитник Отечества» 15.02.2021 2 место

- Всероссийский детский конкурс поделок и рисунков к 23 февраля «С днем защитника Отечества» 19.02.2021 1 место

- Всероссийский конкурс детского рисунка «Именины домового» 10.02.2021 1 место

- Всероссийский конкурс детского рисунка «Любимые с детства стихи» 15.02.2021 1,3 место

- Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Страна талантов» 10.02.2021 1 место

- Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Творчество и интеллект» 18.02.2021 2 место

- Всероссийское тестирование «Математика для дошкольников» 10.02.2021 Участие

- Всероссийский конкурс детского рисунка, посвященный стихам А. Барто 23.01.2021 1 место

• Осуществляется сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности детей.

Методы и формы работы с одаренными детьми достаточно разнообразны. В своей работе педагоги используют как групповые, так и индивидуальные формы работы. Такие дети должны обучаться в группах вместе с другими воспитанниками, что позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации и для выявления скрытой до определенного времени одаренности.

На групповых занятиях поручается ребенку со способностями выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий, объединяются дети с разными типами одаренности для работы над этими заданиями. При освоении более сложного программного материала назначают их проектировщиками (консультантами) в помощь другим детям.

Вывод: Таким образом работа в данном направлении ведется на оптимальном уровне. Результаты развития детской одаренности прослеживаются через результативное участие детей в конкурсах.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Изостудия для одаренных детей. ФотоотчетИзостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ
Опубликовано: 7 марта 2021 в 17:05
+175Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки