Получи документы

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах

Ирина Щепетинникова
Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах

Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство.

В большинстве европейских стран роль в работе с интегрированными обучающимися со специальными потребностями, играют школьные учителя. Дополнительная образовательная поддержка осуществляется силами профессионалов, преимущественно специальными педагогами, работу которых регулируют местные органы управления образования. И в этом – положительная практика! Но следует отметить, что в странах Западной Европы нет единых подходов и правил организации сопровождения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями, интегрированными в образовательные учреждения. Даже государства со сложившимся гражданским обществом, развитой экономикой и высоким уровнем жизни по-разному понимают и решают проблемы интеграции : кто, кому, где и как предоставляют поддержку, какой она может быть по содержанию.

Публикация «Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах» размещена в разделах

Огромный опыт интегративного образования имеют страны: Бельгия, Финляндия, Великобритания, Италия, Германия и др. Здесь давно уже разработаны защитные, смягчающие, адаптационные механизмы педагогической помощи. (Следует напомнить для аналогии, что в России проблема интегрированного, а тем более инклюзивного образования была и ранее, но наиболее актуальной стала совсем недавно).

Рассмотрим особенности и положительные достижения при внедрении интеграции за рубежом.

В странах Европы, большинство детей раннего и дошкольного возраста, за исключением детей со сложными комбинированными нарушениями развития, интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников.

Во многих европейских государствах психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни. Помощь эта оказывается как государственными структурами, так и силами общественных, в том числе родительских организаций.

Методы и формы интеграции в дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны не только в различных странах, но даже в разных дошкольных учреждениях одной какой-либо страны.

Как реализуется интегрированный подход к детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии, например, в Германии? Детские учреждения здесь работают в рамках ситуативно- ориентированного подхода к интеграции детей с отклонениями в развитии в среду их нормально развивающихся сверстников ( для аналогии: в России используется деятельностный подход). Главная задача взрослых здесь состоит в формировании у детей индивидуальных и социальных компитенций; их приобретение выступает средством решения конкретных жизненных ситуаций. Следовательно, импульсом организации образовательной среды становится конкретная ситуация или желание ребенка. Вся предметно-пространственная среда создается с учетом интересов и возможностей детей с разным уровнем развития. Специфика организации педагогического процесса в интегрированной группе заключается в применяемых методах работы воспитателей и врачей. Педагогам рекомендуется прежде, чем принять ребенка в группу, пообщаться с ним, понаблюдать за его деятельностью, а главное, оценить, готовность работать с тем или иным ребенком, ежедневно контактировать с ним, обслуживать малыша, поскольку эта деятельность также входит в обязанности воспитателя. (У нас в стране воспитателем создаются условия для разных видов деятельности и проектируется траектория этих видов деятельности, если вспомнить, например, блоки совместной и самостоятельной деятельности в течение времени пребывания ребенка в детском саду, то это станет более понятным).

Вся коррекционная работа (зарубежной практики) осуществляется в ходе не прямых, а косвенных воздействий на личность ребенка посредством интенсивного дифференцированного взаимодействия в малых группах (микро-группах).

Зарубежные специалисты усматривают огромные возможности восстановления проблемного ребенка не столько во взаимодействии со взрослыми, сколько в свободном общении, игре и взаимодействии со сверстниками, именно в таком общении формируется способность к толерантности, создаются не только условия для формирования социального поведения, но и возникают первые его проявления.

Значимый метод интегрированного обучения - подражание, как своеобразная форма усвоения и расширения способов деятельности и поведения детей. Считается, что через подражание дети с проблемами в развитии познают границы собственных возможностей. (А это очень важно) Кроме подражания, в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: анализ конфликтных ситуаций и правила их разрешения, выработка правил совместной жизни. Использование таких методов обеспечивает безопасность жизни детей, помогает адаптации стать более безболезненной в условиях детского сада.

Успешному индивидуальному и социальному развитию воспитанников интегрированных групп способствует активное участие в образовательно-воспитательном процессе родителей и родственников детей. Сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции интегрированного обучения. Оно заключается во взаимообмене информацией, консультировании, взаимопомощи и общении. Немаловажно личное общение персонала и родителей, а также родителей друг с другом. Поэтому целесообразными считаются не заранее подготовленные для родителей сообщения и выступления, а неформальные беседы, «разговоры по ходу», совместные чаепития, праздники и другие формы неофициального общения. Все это положительно влияет на установление активного взаимодействия и сотрудничества, каждодневного созидания в общей работе по коррекции, но также требует максимальной отдачи (профессиональной, личностной, моральной) от педагогов.

В целом, теория и практика интегрированного обучения в дошкольном возрасте доказывает необходимость междисциплинарного подхода к оранизации жизнедеятельности детей, т. е. медико-педагогического и социально-психологического. Сближению педагогической и врачебной помощи способствует усиление диагностической составляющей деятельности воспитателя, его отказе от руководящей и направляющей роли, осознании себя помощником и советчиком ребенка.

Кредо деятельности других учреждений – «Путь усиления слабых такой же, как путь совершенствования сильных».(М. Монтессори).

М. Монтессори была убеждена в том, что практически каждый ребенок является нормальным человеком, который способен найти себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, помогает реализовать заложенный в формирующейся личности потенциал, обеспечивает полноценное физическое и духовное развитие. Необходимо создать благоприятную воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую любому ребенку комфортное самочувствие, помогающую раскрытию всех его способностей, возможностей, природной активности.

Центр имени М. Монтессори в одном из городов Германии объединяет детский сад, школу (количество классов свыше 30, амбулаторное и клиническое отделения. В состав амбулатории входят: служба социальной помощи, диагностическое и психологическое подразделения, отделения лечебной гимнастики и лечения продуктивной деятельностью, музыкальной терапии, терапии по Монтессори (действия со специальными предметами) и служба генетической диагностики. (В нашей стране не таких комплексов, все службы, в основном представляют отдельные структуры, что создает ряд неудобств при их взаимодействии, в силу объективных причин, таких как отдаленность и разрозненность).

Дети интегрированных дошкольных групп занимаются в центре в первую или во вторую половину дня. В каждой группе – до 25 детей, треть из которых имеет отклонения в психическом или физическом развитии. С группой одновременно работают два взрослых сотрудника. Важным направлением их деятельности является наблюдение за ребенком и составление на его основе схемы-характеристики по следующим направлениям:

• общее поведение (в различных видах деятельности);

• самостоятельность;

• социальное поведение;

• актуальный уровень развития (в настоящий момент);

• выполнение правил;

• проблемы поведения;

• сотрудничество с родителями.

В этой характеристике также содержатся рекомендации по уходу за ребенком с особыми потребностями.

Таким образом, за рубежом, главным в процессе объединения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников является полноправное участие наряду с педагогами родственников в лечебно-педагогической работе, переосмысление ее содержания и методов, формирование единой стратегии деятельности воспитателей, родителей, врачей и социальных работников.

Н. Н. Малофеев - директор Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики», академик Российской академии образования, в материалах Доклада Европейского агентства по развитию специального образования «Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения» раскрыл особенности успешности интегрированного образования за рубежом, а в своей работе «Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра» (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, 2007 г.) он писал: «Системы специального образования стран Западной Европы и России в настоящее время проживают эволюционную фазу, перехода на новый уровень и активно модернизируются. В силу этого обстоятельства знакомство с западноевропейским тридцатилетним опытом интеграции, его аналитическое осмысление и для наших соседей и для нас представляется крайне важным. Благодаря совместному проекту Министерства Фламандского Общества. Отдел Образования и Министерства образования и науки Российской Федерации, длящемуся с небольшими перерывами с 1992 года, российские специалисты имели возможность изучать модели интеграции, реализуемые во Фландрии.

Ныне все страны континента признают интегрированное обучения (инклюзию) наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов, однако каждая из стран идет к общей цели своим путем. Его должна найти и Россия. Успех в деле формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть обеспечен при условии сохранения уникального наследия отечественной дефектологической науки и критического переноса и адаптации современных зарубежных моделей интеграции».

В данном пособии Н. Н. Малофеев определяет инструмент анализа и прогнозирования развития национальных систем специального образования. Эта авторская разработка имеет целостное концептуальное обоснование; опирается на анализ современных тенденций развития системы специального образования; содержит доступные алгоритмы системного, обобщенного опыта образовательной интеграции в конкретные региональные структуры образования детей с ограниченными возможностями здоровья; описывает возможности внедрения вариативных форм интегрированного воспитания и обучения на современном этапе, помогает понять специфику интеграции в России, которая отличается от западноевропейской.

Итак, видно, что проблема интеграции существует в разных странах, отличие лишь в разноплановости и степени выраженности в условиях менталитета.

Публикации по теме:

Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра Психологическое сопровождение детей с ДЦП – это сложная система реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности,.

Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию Адресат: (Ф. И. О. ребенка, средний, старший дошкольный возраст. Цель ИКРМ: осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях.

Карта педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО 1. Организационное обеспечениеНормативно-правовые локальные акты:•Внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ •Положение.

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение.

Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: - уточнить и закрепить знания воспитателями.

Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск.

Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса г. Альметьевск МБДОУ №40 «Гуси- Лебеди» Воспитатель 2 кв. категории Новикова Юлия Владимировна. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Совместное досугово-развлекательное мероприятие в подготовительных группах и группах кратковременного пребыванияСовместное досугово-развлекательное мероприятие в подготовительных группах и группах кратковременного пребывания Государственное бюджетное образовательное учреждение «школа» № 2057 Совместное досугово -развлекательное мероприятие в подготовительных.

Анализ методического сопровождения экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер. Понятие о том, что педагог живет до тех пор, пока он учится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах
Опубликовано: 10 мая 2016 в 23:28
+131Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД