Елена Марченко
Игровые технологии в работе над предложно-падежными конструкциями с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд «У ребёнка есть страсть к игре,
и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
4 слайд Известно, что у детей с недоразвитием речи, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами, выражающих эти отношения.
Публикация «Игровые технологии в работе над предложно-падежными конструкциями с дошкольниками» размещена в разделах
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Таким образом, можно заключить, что формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушениями речи через использование игровых технологий является одной из важных сторон коррекционно-развивающей работы.
5 слайд Речевое обследование детей на начало учебного года подтвердило наличие выше перечисленных особенностей детей с нарушением речи.
• Недостаточно развит зрительно-пространственный гнозис у 53% детей;
• Выявлено большое количество ошибок при различении предлогов «около», «перед», «над»;
• Наблюдались ошибки при употреблении существительных в косвенных падежах у 57% детей; и предлогов так же у 59%;
• Пропуск предлогов выявлен у 29% детей.
6слайд Анализ методической литературы позволил вывить разные подходы к формированию у детей с ОНР навыков формирования предложно-падежных конструкций.
Т. А. Ткаченко придерживается лексико-грамматического подхода в коррекционной работе, который предполагает работу на занятии с одной грамматической категорий. Она считает, что это позволяет целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме.
О. С. Яцель предлагает двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов, где также опирается на зрительный образ предлогов. В данной разработке большое внимание уделено не только уточнению значения предлогов, умению правильно употреблять предложно-падежные конструкции, но и дифференциации предлогов.
А. В. Лагутина предлагает использовать графические символы при коррекционной работе с детьми.
Т. В. Хабарова в книге «Педагогические технологии в дошкольном образовании» трактует педагогическую технологию как: сочетание определённых методов и приёмов представленных в определённой целостности и последовательности, направленных на достижение поставленных целей.
А. К. Маркова рекомендует для повышения мотивации на логопедических занятиях использовать игровые технологии, потому как игровая деятельность является ведущей у дошкольников.
Вывод: Развитие современного образования требует технологического подхода к организации коррекционно-развивающего процесса, который определял бы комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения.
7 слайд Использование игровых технологий для успешного формирования навыков употребления предложно-падежных конструкций
Проанализировав методическую литературу, возникла идея - использование игровых технологий позволит успешно формировать навыки употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, так как игровые технологии имеют ряд преимуществ.
В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:
- Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении ошибок в употреблении данных конструкций логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).
- Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
- Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, при коррекции нарушения должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
- Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала. Логопедическая работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Особенности формирования данной речевой функции у детей с различными нарушениями речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сперва в диалогической речи, в дальнейшем - закрепление в связной речи.
- Принцип системности. Методика устранения нарушений употребления предложно-падежных конструкций представляет собой систему методов, направленных на преодоление данного вида дефекта. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
- Принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта. (т. е. учитывается степень выраженности и характер ошибок при употреблении предлогов в падежных конструкциях).
- Онтогенетический принцип. При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в процессе нормального онтогенеза. Сначала отрабатываются предлоги В, На, Под с ярко выраженным конкретным значением – а позднее предлоги Над, Из, Около, За, Перед, Между, По, Из-за, Из-под и др.
- Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям.
- Учитываются индивидуальные особенности детей.
- Принцип ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, которая становится средством усвоения языковых закономерностей.
8слайд Исходя из этого, была поставлена цель - формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушением речи посредствам использования игровых технологий.
И следующие задачи:
1. Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.
2. Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.
3. Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.
9 слайд Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников
Диагностическое Коррекционное
• выявление
понимания значения
предлогов;
• изучение правильности
употребления предлогов в
специально созданных
условиях;
• изучение правильности
употребления предлогов
в самостоятельной речи • формирование навыков
ориентации в окружающем
пространстве;
• развитие навыков понимания
предлогов;
• формирование навыков
правильного употребления
предлогов в речи;
• дифференциация предлогов
в речи.
10 слайд Технология выстраивалась с использованием разнообразных игр, которые превращали занятия в увлекательную деятельность, позволяли формировать положительный настрой детей на обучение, облегчали задачу по решению поставленных задач.
Подобранные игры были различны:
• по характеру коррекционного процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие);
• по характеру игровой методики (игры с правилами, игры –импровизации);
• по содержанию (дидактические, словесные, развивающие, настольные, с элементами театрализации, сюжетно-дидактические);
• по игровому оборудованию (с предметами, со схемами, с картинками, с театрализованными куклами, без предметов).
Вывод: Использование игровой технологии позволяло максимально концентрировать время занятия за счёт четко сформулированных правил игры, варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня усвоения материала детьми.
11 слайд Формы работы по формированию навыков употребления предлогов
• Логопедические индивидуальные занятия
• Фронтальные и подгрупповые занятия
• Режимные моменты
• Занятия с родителями дома
12 слайд Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов
Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи
• Игры с реальными предметами
• Игры с картинками
Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи
• Игры с реальными предметами
• Игры с картинками
• Игры с использованием схем-моделей предлога
• Игры с моделированием графических схем предложения
13 слайд Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например, даём детям «усеченное» задание: - Положи кружок. стол, а грибок. стул. И спрашиваем: -Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: «Положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
14 слайд Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи
1. «Покажи…» НА и В. Где матрешка в сундуке?
2. «Сделай, как я скажу» Положи куклу на кровать.
3. «Закрой картинку» Где удочка в ведре?
4.. «Ответь на вопрос…» Что на тарелке? Где лимон?
15 слайд Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи
«Чебурашка сидит на стуле»
«Чебурашка сидит на колокольчике»
Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я положил книгу НА стол, а теперь НА шкаф.
[b16 слайд [/b]Игры с реальными предметами
• «Путешествие пчелки» К цветку, Над цветком, На цветке, Под цветком, За цветком
• 17слайд «Что изменилось?» (морские животные, домашние птицы)
Ребенок запоминает, затем определяет изменения в расположении игрушек.
• 18слайд (мебель, игрушки)
Задание усложняется: На одной и той же смоделированной комнате местонахождение игрушек меняется. Меняются маленькие слова. Меняется и значение предложно-падежных оборотов.
• 19слайд «Большая стирка»
Задача: Учить понимать порядок слов в предложении, понимать и исправлять предложения, в которых допущена ошибка. Повысить уровень понимания предложений.
(Предлог В-вин. п. в значении направления действия. Предлог В-предлож. П. в
значении местонахождения предмета. Предлог ИЗ-род. п. в значении направления действия. Предлог НА-вин. п. в значении направления действия. Предлог НА-предл. п. в значении местонахождения предмета)
Мишка положил грязное бельё по стиральной машине.
Мишка положил грязное бельё в стиральную машину.
- Бельё постирало Мишку за стиральной машиной.
Мишка постирал бельё в стиральной машине.
- Мишка достал из панамки стиральную машину.
Мишка достал из стиральной машины панамку.
- Верёвка повесила Мишку на штанишки.
Мишка повесил штанишки на верёвку.
- Мишка сушит юбку под верёвкой.
Мишка сушит юбку на верёвке.
20слайд Дидактическая игра «Исправь ошибки Чебурашки»
Задача: Дифференцировать на слух предлоги на-в, на-под, в-у, под-над.
УПРАЖНЕНИЕ «ТАК ИЛИ НЕ ТАК?»
(исправить ошибку, сказать правильно)
-Дед в печи, дрова на печи.
-На столе сапожки, под столом лепёшки.
-Овечки в речке, караси у речки.
-Под столом портрет,над столом табурет.
21слайд Игры с картинками (моделирование предлогов на магнитной доске)
«Оживи полянку»
Задачи: тренировать в правильном употреблении
предлогов, включать различные предложно-падежные
конструкции в активную игровую речевую практику
На полянке никого нет,давай её оживим. Поставь деда под берёзу, бабку к подсолнуху,собачку на дорожку,петуха на забор…
22слайд «Поможем малышам»
Задачи: Учить пользоваться
в речи предлогами, включать различные предложно-падежные конструкции в активную речевую практику. Дифференцировать предлоги под – из-под; на – с; в-из; за – из-за. Малыши растеряли игрушки на полянке, поможем малышам. Дети говорят: «Неваляшка под березой. Мы достали ее из-под
березы. Машинка на дорожке. Мы взяли ее с дорожки».
23слайд «Кто к кому спешит?»
Задачи: Формировать чёткое понимание лексического и грамматического
значения предлогов в соответствующих падежах (предлог К –дат. пад.);
закреплять умение составлять предложения с предлогом К с опорой на предметную картинку.
«Разбежались детки у животных. Помоги мамам их найти. На прищепке найти детёныша и прикрепить прищепку с изображением его мамы на диске. «К кому спешит слоненок? Козлёнок?Щенок?» -- Медвежонок спешит к медведице.
(Предлог К-дат. п. в значениинаправления действия)
24слайд «Кто с кем играет?» - предлог С с сущ в тв. п.
Эту же игровую ситуацию можно использовать,задавая следующие вопросы:
С кем играет зайчиха? (Предлог С-тв. п. в значении направления действия)
«Кто у кого?» - предлог У с сущ. в род. п. У козы козлёнок. Предлог У в значении принадлежности.
«Кто о чем мечтает?» - предлог О с сущ. в пред. п. Собака мечтает о косточке, кошка о рыбе. Предлог О в значении направления действия на объект.
25слайд Дидактическая игра «Альбом друзей Оленёнка»
Задача: Тренировать в правильном использовании предлога У с сущ. родительного падежа. Предлог У в значении наличия какого-то свойства у объекта. У кого из друзей Оленёнка полосы и когти? У кого когти и копыта?
У кого копыта и грива? У кого грива и когти?
26 слайд Игры по лексическим темам
«Помоги повару» (тема «Продукты»)
Задача: Практическое использование предлога ИЗ с сущ. в родительном падеже. Предлог ИЗ значении принадлежности.
Сыр сделан из молока. Колбаса сделана из мяса. Макароны сделаны из муки
27слайд «Мы едем, едем, едем…» (тема «Транспорт»)
Задача: Развивать понимание предложных конструкций, выраженных различными синтаксическими отношениями. Развивать навык правильного употребления предложно-падежных конструкций. Формировать понимание лексического и грамматического значения предлогов.
Такси подъехало (к чему) … (к дому)
Поезд отходит (от чего) … (от платформы)
Скорая помощь мчится (куда) в … (в больницу)
Ракета несётся (к чему) … (к звёздам)
Современный автобус едет (по чему) … (ПО ГОРОДУ)
Пожарная машина спешит (на что) … (на пожар)
Трамвай грохочет (по чему) … (по рельсам)
Корабль идёт (по чему) … (по волнам)
Полицейская машина гонится (за кем… (ЗА ПРЕСТУПНИКОМ) Быстрый самолёт летит (по чему) … (по небу)
28слайд «Птичья столовая» (тема «Зимующие птицы»)
Задача: Формировать четкое понимание лексического и грамматического значения пространственных предлогов в соответствующих падежах. Учить правильно
применять предлоги в речи.
Предлоги в значении направления действия,места действия,местонахождения предмета,совместность действия,принадлежность,пространственное расположение.
1 этап Выполнение инструкции.
Ребенок находит птичку и ставит по заданию. Комментирует:
Ворона села на ветку.
Галка прилетела на крышу кормушки.
Сорока около кормушки.
2 этап.
Откуда выглядывает маленький воробей?
Где снегирь?
29слайд Дидактическая игра «Наряди ёлку»
Задача: Дифференцировать в речи детей предлоги НА и ПОД;
использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание существительного в вин. падеже.
Ребёнку предлагается ёлка с магнитами. (Магниты на ёлке и под ёлкой).
– На праздник Новый год все украшают ёлку. Хочешь украсить ёлку?
Рассмотри внимательно нарисованные игрушки и догадайся, какие из них можно повесить на ёлку,а какие - под ёлку?
Скажи так: «Слоника я поставлю под ёлку. Бабочку повешу на ёлку»
Ребёнок вешает на ёлку (на магниты) снежинку, бабочку, звёздочку, хлопушку, ёлочную игрушку – шар, клоуна, фонарик; под ёлку (на магниты
на стволе ёлки) – слоника, лошадку, мячик, юлу, космонавта.
30слайд Дидактическая игра «Ай-да, ёлка-ёлочка!»
1 вариант «Птицы»
Игра с логопедами 2 вариант «Картинки-схемы»
Схемы 2х предлогов на магнитах прикрепляет ведущий на ствол ёлки. 2е детей выбирают соответствующие картинки, прикрепляя их на ёлку. Меняются местами, составляют фразы с «маленькими словами».
31слайд Игры с картинками
(с использованием схем предлогов)
«Домики весёлых матрёшек»
Задачи: Дифференцировать в речи предлоги НА и ЗА; использовать предлоги и правильно употреблять падежное окончание; соотносить
схему предлога и картинку.
Одна матрёшка любит ставить НА что-то.
Другая матрёшка –ЗА что-то.
Найди ошибку.
32слайд «Лото»
Задачи: Учить детей понимать схемы предлогов. Соотносить схему предлога с картинкой.
33слайд «Паровозик»
Задачи: дифференцировать предлоги ПОД НАД У; учить понимать схему предлога.
Обезьянка ведёт паровозик. 1-й вагон- с предлогом НАД; 2-й вагон-У ; 3-й вагон -ПОД.
- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом НАД. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом У, а в третьем - со словом ПОД.
34слайд «Часы»
Задачи: Помочь детям понимать значение и правильно употреблять предлоги, соотносить схему предлога с соответствующей картинкой.
На верхней половине 6 схем предлогов, на нижней - 6 картинок на
эти предлоги.
Верхняя стрелка показывает на схему, ребенок нижней стрелкой -
на соответствующую картинку.
2 вариант: на верхней половине 6 схем, на нижней – пустые кружки.
Верхняя стрелка задает схему предлога, ребенок находит 6 нужных картинок.
Располагает их на нижней половине.
Игра с логопедами
35слайд Работа над предложением (с использованием схем предлогов)
Пособие (флексор)
I – Покрути флексор. На заданную схему найди картинки. Назови их.
II – Покрути флексор. Назови картинки.
III – Покрути флексор. В соответствии со схемой придумать с предметом, который изображен на картинке, предложно-падежную конструкцию.
Задачи: Тренировать в понимании схемы предлога, правильно употреблять предлог в нужной форме в активной речевой практике. Закреплять зрительный образ схемы предлога.
36слайд Дидактическое упражнение «Составь предложение с маленьким словом»
Задачи: Тренировать в понимании схем предлогов, правильно употреблять предлог
в словосочетании и предложении.
37слайд «Составь схему предложения»
38слайд Дидактическое упражнение «Зашифрованное предложение»
Задачи: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.
Понимать схему предлога и использовать ее по назначению в заданной
предложно-падежной конструкции; закреплять умение составлять
предложение с опорой на предметную или сюжетную картинку.
игра с логопедами
39слайд «Играем-закрепляем…»
Игра «Морское путешествие»
В путешествие. Из детского сада…На батискафе…По морскому дну…В мастерскую подводного царства…
Через преграды и напасти, через решение трудных заданий – К Нептуну. В Детский сад!
КВЕСТ-ИГРА
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
40слайд Игра «Едем в гости к Буратино»
В дорогу. На паровозике…Через речку…К дереву «Родственных слов»…До плачущей девочки…
По кочкам…По дорожке…С горки…К Домику Буратино…В гостях!
41слайд Занятие-игра «Что? Где? Когда?»
В игре используются задания:
НАЙТИ СХЕМУ НА КАРТИНКИ
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С МАЛЕНЬКИМ СЛОВОМ
ОЖИВИ ПОЛЯНКУ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
ФИЗМИНУТКА
ЧТО НА КАРТИНКЕ?
СКАЖИ НАОБОРОТ
Это итоговое занятие, которое предполагает закрепление приобретенных навыков и умений по формированию предложно-падежных конструкций.
42слайд Занятие-игра «Что? Где? Когда?» (с родителями)
43слайд Взаимодействие с родителями
Консультации:
- «Роль игры в развитии речи дошкольников»,
- «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»
Обмен опытом по закреплению предложно – конструкций в повседневной жизни
44слайд Мастер-класс «Вместе мастерим, вместе играем» (по предложно-падежным конструкциям)
Значение игровых технологий невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит их феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, они способны перерасти в обучение, в творчество, в поиск, в исследование.
Современное образование предполагает образование посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта. Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования.
Осознанное употребление предложно-падежных конструкций помогает выработать у детей языковое чутьё, уточнить пространственные представления, учит понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит подготавливает ребёнка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда через использование игровых технологий по предложно-падежным конструкциям.
«Игра – школа жизни и практика развития детей.»
(Сергей Леонидович Рубинштейн).