Елена Силова
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Василий Александрович Сухомлинский.
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
(Михаил Владимирович Кларин).
Публикация «Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Характерной чертой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Функции игры
- развлекательная;
- коммуникативная;
- самореализации;
- игротерапевтическая;
- диагностическая;
- коррекционная;
- функция межнациональной коммуникации;
- функция социализации;
Характеристика педагогической игры
чётко поставленная цель обучения;
управление ходом игры;
учебно-познавательная направленность;
подведение итогов и оценивание;
соответствующий цели педагогический результат;
Виды педагогических игр по целевым ориентациям:
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.
Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
2. Учет структуры дефекта;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
5. Соответствие коррекционной цели занятия;
6. Учет принципа смены видов деятельности;
7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития. Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- дефектолога является:
• создание развивающей образовательной среды;
• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.
Особенности применения игровых технологий для детей с ОВЗ :
1. Использование сенсорной интеграции в играх с природным материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Сенсорная интеграция помогает установить связь между психо-физическими и эмоционально-волевыми сферами, помогает приобрести равновесие эмоциональной сферы.
2. Параллельная работа всех специалистов.
3. Применение метода «активного слушанья» и технологию «процессуальной игр».
4. Учет эмоционального состояния ребенка на данный момент. (Дети чувствительны к малейшему давлению).
Дидактические игры
Кубики Никитина «Сложи узор»
Цель: Формировать умение составлять рисунок по схеме или образцу, анализировать, синтезировать, комбинировать. Развить внимание, пространственное воображение, графические способности.
Логические блоки Дьеныша
Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.
Квадрат Воскобовича
Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, развитие пространственное воображение и тонкой моторики, счетных операций, основой для моделирования.
Квадрат Никитина
Цель: Формировать понятие части и целого, способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.
Интерактивные игры
Цель:
ООО «Мерсибо», игры на память и внимание, «Игроматика», Логомер 2, «Представление об окружающем мире».
«Дары Фрёбеля»
Цель: формировать сенсорные навыки и предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, элементарные математические представления, формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.
Воспитывающие игры
«Ухаживаем за обувью», «Наши зубки», «Опасно и безопасно».
Цель: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Социализирующие игры
«Дружные ребята», «Костер»
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Развивающие игры
Игры с крупами, с водой, с камнями, с песком
Цель: Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения; развивает аккуратность, усидчивость; способствуют развитию речи; стимулируют способность к творчеству, учить ориентироваться на плоскости.
Ход: Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя.
Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.
Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.
Стимулировать ребенка трогать песок, лепить, рисовать на нем, ставить отпечатки. Применение цветовой подсветки для развития сенсорного восприятия. Снятие эмоционального напряжения.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Литература:
1. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. — М. : ТЦ Сфера 2011.
2. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М. : Теревинф, 2009.
3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2014.
4. Дети с синдромом Ретта (пер., с фр., Н. Ливандовской, Ю. Пузыревой, В. Архангельской). – М. : Теревинф, 2009.
5. Янушко Е. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5–3 года. – М. : Теревинф, 2010.
6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие. — М. : Теревинф, 2010.
7. Полински Л. PEKIP : игра движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. — М. : Теревинф, 2009.