Швецова Надежда Владимировна
Структура для развивающего диалога
Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск.
Структура развивающего диалога :
- проблемная ситуация;
- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;
- обсуждение проблемы;
- структурирование ответов детей;
Публикация «Структура для развивающего диалога» размещена в разделах
- анализ высказываний;
- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);
- проверка гипотезы и выводы. Правила ведения диалога :
- вопросы продумайте заранее;
- не давайте готовых ответов;
- не говорить «не правильно!», показывайте ребенку, что все их идеи и гипотезы очень интересны;
- поддерживайте детскую инициативу;
- резюмируйте, время от времени, то что было сказано;
- позволяйте ребенку самому увидеть и понять суть противоречий ситуации;
- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так, а я не поняла, что ты хотел сказать.)
Правила для ребенка:
- слушать говорящего;
- не повторяться, любые идеи важны;
- отвечать на поставленный вопрос;
- объяснять, почему он так считает.
Показатели успешности развивающего диалога :
- появляется разнообразие (ответов, вопросов, способов взаимодействия);
- содержание диалога переходит на новый уровень: ребенок показывает свое отношение к сказанному; высказывает свое мнение и аргументирует его.
- возникает диалог между детьми, между ребёнком и взрослым.