МААМ-картинки

Игры и упражнения для снятия зрительного утомления и развития зрительного восприятия с использованием лазерной указки

Учитель-логопед
Игры и упражнения для снятия зрительного утомления и развития зрительного восприятия с использованием лазерной указки
▼ Скачать + Заказать документы

1. Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме нестандартного использования технического оборудования, лазерной указки, на занятиях в детских садах, в начальных школах, в домашних условиях. Раскрывает возможность применить лазерную указку в образовательных целях на занятии, на уроке, а также во время зрительной физкультминутки. Может быть полезна воспитателям, учителям – дефектологам, учителям начальных классов.

2. Введение

Публикация «Игры и упражнения для снятия зрительного утомления и развития зрительного восприятия с использованием лазерной указки» размещена в разделах

На сегодняшний день лазерная указка широко применяется учителями на уроках вместо обычных деревянных. Основными её достоинствами являются следующие: во-первых, она может быть использована на большом расстоянии от предмета, который демонстрируется, во-вторых, она производит яркое пятно света, хорошо заметное человеческому глазу. Оба эти качества является преимуществом для работы учителя-тифлопедагога, так как они позволяют создать комфортные условия виденья на расстоянии детям с нарушенным зрением. В процессе моей работы её использование на различных занятиях стало не традиционным. Так при изучении (или повторении) форм указка стала прекрасным подспорьем: «рисуя» форму на стене, дети очень внимательно смотрят и угадывают, что нарисует учитель. Распространенные упражнения для развития зрительно-моторной координации, когда ребёнок предметом (кубик, машинка) или деревянной указкой ведет по определенной схеме на стене, стали более интересными, вследствие того, что вести надо огонёк (а это довольно трудная задача, но тем не менее – очень увлекательная). Или просто побегать за огоньком, пытаясь наступить на него, внимательно следя глазками, куда же он убегает – это очень весело! И много других игр, которые не просто повышают настроение детей, но и непроизвольно заставляют их быть внимательными, и, конечно, развивают их зрительные возможности.

Цель методической разработки: развитие зрительного восприятия и снятия зрительного утомления у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием лазерной указки.

Условиями применения. Если говорить о детях с нарушениями зрения, то применять данное оборудование рекомендуется в затемненном помещении, чтобы усилить яркость светового пятна. В части предложенных игр требуется использование схем зрительно-двигательных траекторий. Для этого учителем/воспитателем заранее изготовляются схемы.

Важно отметить, что при использовании лазерной указки необходимо соблюдать определенные правила безопасности, так как лазер является опасным для зрения, если светить им прямо в глаза. Он опасен даже если отражается от зеркала. Поэтому перед тем, как начать использовать данное оборудование в своей работе, обратите внимание на то, куда будет направлен луч света (направление луча света должно соответствовать направлению взора детей) и нет ли сильно отражающих поверхностей там, куда будет направлен луч свет. Некоторые упражнения предполагают применение указки самими детьми. В таком случае использовать лазерную указку нужно под вашим наблюдением с предварительной инструкцией по правилам безопасности и давать тем детям, в чьей организованности вы уверенны. И последнее, нельзя оставлять указку в доступном для детей месте.

3. Основная часть Игры и упражнения с использованием лазерной указки.

Данные игры и упражнения подходят детям не зависимо от того, есть ли у них нарушение зрения или нет. Так как на сегодняшний день, проблема снижения остроты зрения детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста стоит очень остро, то говорить о необходимости профилактики зрительного утомления не будет лишним. Перед тем как выполнять упражнения (а по сути, все представленные игры являются упражнениями на развитие зрительного восприятия, рекомендую учителям и воспитателям использовать простые приемы профилактики и снятия зрительного утомления такие как : зажмуривание, моргание, легкий нажим на закрытые глаза и т. п. Эти приемы стоит использовать также после длительной зрительной работы (письмо, чтение, раскрашивание и т. п.). Если дети носят очки, то во время таких упражнений, их надо снять.

Основной целью разработанных и модифицированных игр и упражнений было : снятие зрительного утомления и развития зрительного восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Отсюда вытекают следующие основные коррекционные задачи:

Развитие прослеживающей функции глаз;

Развитие ориентировочно-поисковой функции глаз;

Развитие зрительной пространственной ориентировки;

Развитие зрительно-моторной координации в системе глаз-рука, глаз-нога;

Развитие умения различать контурные изображения.

Но помимо этих задач, решаются и другие образовательные задачи:

Развитие воображения;

• Учить различать и называть плоские геометрические формы;

• Учить «рисовать» предметы разной формы, соотносить пропорции;

Учить считать и др.

Игры и упражнения с использованием лазерной указки применимы в работе, как с детьми младшего возраста, так и младшими школьниками. Коррекционные и образовательные задачи, представленные выше, исходят из содержания игры (упражнения). Игры представлены в порядке усложнения.

Игры и упражнения с использованием лазерной указки.

«Поймай огонёк»

Учитель водит огонек по полу, а ребенок должен «поймать» огонек, наступив на него.

«Проследи за огоньком»

Ребенок глазами следит за огоньком. На любой поверхности (стена, пол, потолок).

«Найди огонек в группе»

Учитель «зажигает» огонек в разных местах на любой поверхности. Дети должны увидеть, где загорелся огонек.

«Найди огонек на улице»

Подходит детям без нарушений зрения или индивидуально в зависимости от зрительных возможностей ребенка. Учитель указывает на какой-либо предмет во дворе через окно, а дети должны найти огонек глазами и назвать, где он, на каком предмете «спрятался». Можно проводить во время прогулки на детской площадке. Главное соблюдать правила безопасности.

«Пройди по дорожке, по кругу и т. д.»

Ребенок ведет огонек по схеме пути на стене или полу (прямая линия, зигзаг, любая форма, схема зрительно-двигательных траекторий В. Ф. Базарного (рис. 1).

«Догонялки огоньками»

Для этой игры потребуются две лазерные указки : одна учителю, вторая ребёнку. Учитель ведёт огонёк по любой поверхности, а ребенок своим огоньком должен «прилепиться» к огоньку учителя, догнать его.

«Угадай, что я нарисовала»

Учитель на вертикальной поверхности «рисует» указкой предмет (форма, не сложный рисунок: домик, солнышко и т. п.). Дети должны угадать, что нарисовал учитель.

«Нарисуй, что я загадала»

Аналогично, только рисуют дети. Рисунок загадывает учитель или дети.

«Куда летит огонек?» …звездочка, бабочка)

Для этой игры необходима «точка отсчета», ориентир, откуда будет лететь, например, бабочка. От бабочки (наклейка на стене) огонёк летит в разных направлениях. Дети должны проследить движение огонька и назвать его направление: вверх, вправо, вверх направо и т. д. Для младшего возраста лучше использовать стрелки-указатели. (рис. 2)

«Сколько раз моргнул огонёк?»

Учитель моргает огоньком, а дети должны сосчитать, сколько раз он загорелся.

Область применения

Зрительная физкультминутка

«Поймай огонёк»

«Проследи за огоньком»

«Найди огонек в группе»

«Найди огонек в группе»

«Найди огонек на улице» и др.

ФЭМП

«Сколько раз моргнул огонёк?»

«Какую цифру я нарисовала?»

«Какую форму я нарисовала?»

«Нарисуй треугольник» и т. п.

«Какой формы …шкаф?» (учитель или ученик обводит форму названого предмета)

Письмо, графо-моторные умения

«Пройди по дорожке, по кругу и т. д.»

«Догонялки огоньками»

«Что я написала?»

«Какую букву я нарисовала?»

Пространственная ориентировка

«Куда летит огонек?»

«Огонек летит (учитель называет направление)»

Формирование предметных представлений

«Что я нарисовала?»

«Нарисуй, что я загадала»

4. Заключение

Таким образом, игры с лазерной указкой не требуют особой подготовки, являются простыми по содержанию, подходят для детей разных возрастных групп, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне, а главное, являются средством развития зрительного восприятия детей с нарушенным зрением и средством профилактики зрительного утомления у детей без зрительных патологий.

5. Список литературы

1. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмо-гигиенические аспекты охраны и развития зрения. – СПб. : КАРО, 2007.

Интернет-ресурс:

1. https://katerina -bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/sovremennoe_multimedijnoe_i_interaktivnoe_oborudovanie/4-1-0-4

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лазерная_ указка

Публикации по теме:

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений Данная методическая разработка предоставлена воспитателям в помощь для запоминания стихотворений. При заучивании стихотворений детьми дошкольного.

Нестандартное физкультурное оборудование «Парашют»Нестандартное физкультурное оборудование «Парашют» Совсем не давно я работа инструктором по физической культуре. Большое внимание уделяла проблеме использования нестандарного оборудования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для снятия зрительного утомления и развития зрительного восприятия с использованием лазерной указки
Опубликовано: 31 октября 2014 в 22:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для снятия зрительного утомления и развития зрительного восприятия с использованием лазерной указки» (включая файлы) размещена пользователем Учитель-логопед (УИ 73406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД