МААМ-картинки

Игры и упражнения со звуками и словами

Таня Трошина
Игры и упражнения со звуками и словами
▼ Скачать + Заказать документы

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м, понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова : кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет могут:

Публикация «Игры и упражнения со звуками и словами» размещена в разделах

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6. Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков :

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8. Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»

Что даёт развитие фонематического слуха и восприятия у ребё нка дошкольного возраста:

* Помогает ребёнку к подготовительной к школе группе подготовить «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».

* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространё нных ошибок первоклассников:

– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,

«удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).

* Будет сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтению целыми словами.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ :

Игра «Будь внимательным!».

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р] :

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки».

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки) : мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т. д. на заданный звук [С], слог МА и т. д.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

Игра «Прохлопай слово».

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару».

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребё нку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т. д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово».

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый читает стихотворение (либо короткий рассказ, в тексте много слов со звуком [Ш]. Ребёнку предлагается прослушать текст, запомнить слова со звуком [Ш]. Затем эти слова назвать.

Игра «Разложить картинки».

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].

Игра «Добавлялки».

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба, …апка (шапка, …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове : в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное, затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т. д.

Игра «Отгадай слово».

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово».

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым, с 2 слогами (мама, каша, с 3 (молоко, булочка).

Путь дошкольника к грамоте

лежит через игры

в звуки и буквы.

Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы,

а чтение — это перевод букв

в звучащую речь.

Публикации по теме:

Игры и упражнения с палочками КюизенераИгры и упражнения с палочками Кюизенера Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим.

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Игры и упражнения со шнурками Игры и упражнения со шнурками для детей старшего дошкольного возраста. Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения.

Игры со звуками и словами Игры со звуками и словами На данном этапе обучения дети знакомятся с буквами, обозначающими гласные звуки, причем вводятся эти буквы парами:.

Конспект занятия «Игры со словами» по речевому развитию в подготовительной к школе группе Конспект игры по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Игры со словами». Цель: Активизировать речь детей. Задачи:.

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация» Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей среднего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Пальчиковые игры и упражнения Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Для детей проговаривание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения со звуками и словами
Опубликовано: 19 марта 2019 в 10:59
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения со звуками и словами» (включая файлы) размещена пользователем Таня Трошина (УИ 1876258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД