Лучший педагог года

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Тимофеевна
Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста

Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.

Педагогическая ценность игр с мячом

Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др., получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) — активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.

Публикация «Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.

Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.

Учимся играть вместе

Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей - ведущий прием в обучении малышей. Это связано с особенностями детей 2-3 лет и объясняется недостаточной сосредоточенностью, отсутствием необходимой самоорганизации, произвольного внимания, возможности подражать по слову взрослого.

Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности детей. Зрительные впечатления преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т. п. Например, показывая, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, взрослый сопровождает показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за голову. И. брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!».

Дети этого возраста лучше воспринимают показ движения, чем его словесное описание (независимо от его сложности или новизны, поэтому взрослый должен показывать упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением.

Пояснение нужно сопровождать показом даже при выполнении знакомого упражнения. Ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у него правильный образ движения прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку. Такие способы выполнения движений, в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми, понятными и доступными для них. Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей раннего возраста. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: малыш начинает выполнять движения свободнее, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Детям этого возраста свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося умения.

Игры с мячом

Маленькие дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Такие движения нравятся ребенку своей доступностью, они не требуют точно зафиксированного способа выполнения.

Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направлении. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания по сути отличны друг от друга. Метание отличается от бросания более широкими и активными движениями не только рук, но и ног, туловища. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотнести мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, «змейкой», друг к другу.

Подбрасывать и ловить — более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Полезно подбрасывание мяча вверх: оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо укрепления мышц плечевого пояса способствует улучшению осанки.

Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, для профилактики появления нарушений осанки, развития координации движения, умения ориентироваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двигательного аппарата, а также профилактики его заболеваний.

Практические занятия. [/i]

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова поймать его.

3. Подбросить мяч как можно выше.

4. Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше.

5. Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету стоя на месте.

6. Ударить мяч о стенку, стоя на расстоянии 1,5—2 м. После того, как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

7. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.

8. Бросить мяч в цель на расстояние.

9. Бросить мяч в центральный круг от периметра большего круга по различным мишеням: кеглям, кубикам, фигуркам.

10. Одним мячом на разных расстояниях (от 1 до 3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.

11. Поставить кеглю на пол на расстоянии от 1 до 3 м. Ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.

12. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.

13. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.

14. Стоя по кругу на расстоянии 1,5—2 м бросать мяч друг другу так, чтобы он не упал на землю.

15. Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3 м и бросать мяч одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину.

16. С небольшой горки сначала катить мяч, а потом бежать за ним.

17. Закатывать мяч в лунку на расстоянии от 1 до 3 м.

18. Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколько мячей в одном направлении.

Важно, чтобы мячи были самых различных размеров и находились в свободном распоряжении детей.

Публикации по теме:

Подвижные игры для интеграции познавательной и двигательной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста Существует большое количество игр для интеграции познавательной и двигательной деятельности детей. Предлагаю вашему вниманию свой вариант.

Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд: Подвижные игры как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста. 2 слайд: Цель: создать условия по развитию.

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста Цель: знакомство педагогов с возможностями использования мяча в работе по развитию речи. Подготовительная работа: создание видеоролика.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Консультация для родителей на тему «Дыхательные упражнения и игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Дыхательные упражнения и игры для развития детей младшего возраста» Дыхательная гимнастика способствует.

Памятка для родителей «Игры с мячом» для детей младшего возраста Игры с мячом для детей младшего возраста Игры с мячом были известны и любимы во все времена. В детских играх мяч по популярности занимает.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры для детей младшего дошкольного возраста ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией.

Подвижные игры для обучения владению мячом В рамках долгосрочного проекта "Школа мяча" Школа мяча Школа мяча представляет собой систему игровых упражнений, подобранных и выполняемых.

Подвижные игры и упражнения для детей 3–4 лет "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА" Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения. Ход игры. Сначала педагог,.

Подвижные игры и упражнения для детей 4–5 лет "Птички и кошка". Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2019 в 20:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД