Наталья Гадыльшина
Игры на развитие произвольности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие произвольности у дошкольников.
Игра «Запрещенное движение»
Цель: развитие самоконтроля, внимания.
Публикация «Игры на развитие произвольности у дошкольников» размещена в разделах
Ход игры:
Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем ведущий выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания и эмоционально-выразительных движений.
Ход игры:
Педагог говорит:
Попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза –машите руками, как крыльями- вы птицы. Начинаем игру.
Игра: «Пожалуйста»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Дети стоят свободно в кругу. Педагог произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик, покружиться и т. п.). Дети выполняют команду, при условии, что после команды, прозвучало слово «пожалуйста», если нет, команду выполнять не нужно.
Игра «Светофор»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания.
Ход игры:
Дети- водители машины. Педагог, изображает светофор и показывает водителям круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - маршировать на месте, зеленого - продолжать движение.
Игра «Летает - не летает»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.
Ход игры:
Все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений.
Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.
Игра «Море волнуется»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход игры:
Дети изображают руками движения морских волн. Педагог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились в момент, когда прозвучала команда «Замри».
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля и слухового внимания.
Ход игры:
Дети строятся в ряд. Педагог берет мяч и встает напротив детей.
Педагог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного - отталкивает
Игра: «Да» и «нет» не говори»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и речи.
Ход игры:
Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:
- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».
Воспитатель поочередно задает детям следующие вопросы:
- Ты любишь гулять?
- Тебе 7 лет?
- Ты учишься в школе?
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- У тебя есть сестра?
- Сейчас ночь?
- Ты умеешь кататься на велосипеде?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Тебе нравится слушать сказки? И т. п.
Если ре6енок употре6ляет при ответе слова «да» или «нет», педагог повторяет вопрос.
Игра: «Флажок»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Ход игры:
Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу педагога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на несколько секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.
Игра: «Сова»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут мышки и птики. По команде педагога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда педагог произносит : «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту, смотрит все ли сидят неподвижно.
Игра: «Карлики и великаны»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Ход игры:
По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Команды даются в быстром темпе, в произвольном порядке.
Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции.
Ход игры:
Необходимы три силуэта ладони, сделанные из разноцветного картона: красный, желтый, зеленый. Это – сигналы. Когда педагог поднимает зеленую ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красную – «молчалку» - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Игра: «Необычное приветствие»
Цель: развитие самоконтроля, переключения внимания, снятие мышечного напряжения.
Ход игры:
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся коленями;
3 хлопка – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
Игра: «Пчелки»
Цель: развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности.
Ход игры:
Все участники превращаются в пчелок, которые летают и громко жужжат. По сигналу педагога: «ночь» - пчелки садятся и замирают. По сигналу педагога: «день» - «пчелки» снова летают и громко «жужжат».
Игра: «Четыре стихии»
Ход игры:
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх,
слово «огонь» — произвести вращение руками в
лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.