Папки-передвижки

Игры для развития словарного запаса

Анастасия Зайцева
Игры для развития словарного запаса
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

УГАДАЙ ИГРУШКУ

Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно, называть предмет: "Это. (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Публикация «Игры для развития словарного запаса» размещена в разделах

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

НАЗОВИ ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Возможны два варианта: по картинке, по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет

(животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы.

Дом -. , дерево-. , корова -.

ОТГДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета

Детям предлагается следующий речевой материал:

Ствол, ветки, листья, кора, корни - дерево

Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище - корова

Кабина, крылья, мотор, хвост - самолет и пр.

ПРО КОГО Я ГОВОРЮ

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Педагог описываете сидящего перед ней ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: "Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней". «Кто это?». Дети угадывает кого описывал педагог.

СКАЖИ КАКОЙ

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша", а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он. продолговатый, зеленый, хрустящий").

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Логопед показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Логопед с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать : заяц длинноухий (длинноухий). А хвост у зайца (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: "У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!". "У зайца маленькие ушки, он зеленый". "У кошки колючая шубка". Ребенок исправляет неточности.

КАКАЯ КУКЛА

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Логопед говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: "Наша Таня. (самая красивая). У нее. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)".

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре "Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?"; "Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?").

СРАВНИ КУКОЛ

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Логопед предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

- Куклы захотели поиграть, они взяли. (мячики). Этот мячик. (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик. (большой, красный). Что можно делать с мячами. (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать?

- Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

СРАВНИ МЕДВЕЖАТ

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Логопед предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой - коричневый и маленький.

- Назовите, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.

- Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

- Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

СРАВНИ ЗВЕРЕЙ

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка. (маленькая). Еще, какой Мишка. (толстый, толстопятый, косолапый? А мышка, какая. (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая? Что любит Мишка. (мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).

КУКЛА: ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый - грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Логопед показывает картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.

КОГО И ЧТО МОЖНО ГЛАДИТЬ

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом "гладить".

- Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

- Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.

РУЧКА-НОЖКА

Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка".

- Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)

- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

- Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

- Закончи предложения: ручка нужна, чтобы. За ручку можно.

- А какие предметы мы называем словом "ножка"?

- Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

- Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны»Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры для развития тактильных ощущенийИгры для развития тактильных ощущений Хочу вас познакомить с новыми играми, сделанными своими руками, для развития тактильных ощущений. Эти игры использую для работы с детьми.

Игры для развития дыханияИгры для развития дыхания Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. Правильное дыхание –.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития словарного запаса
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 13:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития словарного запаса» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Зайцева (УИ 1745079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД