Получи документы

Игры по развитию речи для дошкольников старшего возраста

Альфия Дорошенко
Игры по развитию речи для дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игры по развитию речи

для детей подготовительной к школе группы

Игра «Найди слово»

Цель: развитие связной речи, активизации словаря, развитие логического мышления и памяти.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда – играем в слово!

Кто найдет слова на небе? (Ответы детей)

Публикация «Игры по развитию речи для дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Кто найдет слова на море? (Ответы детей)

А на потолке? (Ответы детей)

А в школе? (Ответы детей)

А в портфеле? (Ответы детей)

Игра «Угадай слово»

ЦЕЛЬ. Закрепить знание букв, совершенствовать умения отгадывать ребусы, активизировать словарь.

Слон, тигр, шакал и бегемот с утра отправились в поход.

А кто же пятый за кустами? Должны вы догадаться сами.

Загадки - кроссворды

Цель. Учить детей отгадывать кроссворды, совершенствовать фонематический слух, развивать логическое мышление, активизировать словарь.

1. «А» – в начале,

«З» – в конце.

Сам он вырос на бахче,

Очень сладкий он на вкус

Называется … (арбуз)

2. Буква «Е» и буква «Ё».

Все вы знаете её.

Белый ствол её примета.

Назовите слово это. (Берёза)

3. Буква «Е» и буква «О».

Все вы знаете его.

Лучше всех он умеет трудиться,

Никогда никого не боится

И спасает, рискуя собой.

Подскажите мне, кто он такой? (Герой)

4. Для вас открыты «А» и «Я»,

А слово назовите сами.

Сидит здесь маленький зверёк

Трусливый с длинными ушами. (Заяц)

5. Буква «И», две буквы «А».

Эта ягода вкусна.

Будет полная корзина,

Если спелая …. (малина)

6. Буква «И», две буквы «А».

Часто возит нас она.

Носит обувь из резины,

А зовут её (машина).

7. В слове этом есть две «О».

Есть загадка про неё :

В землю спряталась девица,

Над землею лишь косица.

У кого ответ готов?

Ну, конечно же … (морковь)

8. Что за слово загадали?

Буквы «О» три написали.

Помогу назвать вам слово:

Это нам даёт корова,

Догадались вы легко,

Это слово ….(молоко)

9. Две буквы «И» и «Ц» одна.

Очень любит кур она.

Что за слово здесь таится

Угадали вы? … (лисица).

МЕТАГРАММЫ

В метаграммах зашифровано определенное слово, отгадав его, следует заменить одну из указанных букв, чтобы изменить значение слова.

Со звуком «С» я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С «М» берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)

С «М» приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой «Л» зимой бывает,

А весною исчезает. (Мед – лед)

С «Т» я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С «Л» всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной. (Тень – лень)

Когда я – месяц, то легко дыша,

Ты, как снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март – марш)

С «Д» -- мерой стало,

С «Т» -- уж нету выше балла.

(Пядь – пять)

Он грызун не очень мелкий,

Он чуть больше белки.

А заменишь «У» на «О» --

Будет круглое число. (Сурок – сорок).

Я приношу большую боль,

В лице большое искаженье,

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья. (Флюс – плюс).

Скажи грамотно

Цель. Учить детей находить ошибки и исправить их.

Формировать грамматически правильную речь детей.

1. Мама посолила суп солью.

2. Саша сконструировал конструкцию планера.

3. В деревне жили старые старики.

4. На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

5. К весне зелень зазеленела.

6. У Юры жил молодой котёнок.

7. Ковёр запылился пылью.

8. Мама натопила жирный жир.

9. Потолок побелили белилами.

10. Петя споткнулся о бугорчатый бугорок.

11. Девочка стала надевать одежду на куклу.

12. Липа пахнет запахом мёда.

13. Солдаты переночевали ночь в землянке.

14. Толя спросил вопрос у учителя.

15. Незнайка был ленивым лентяем.

16. Антон попробовал на язык кислую лимонную кислоту.

17. Я люблю солёные соленья.

18. В лесу пели пернатые птицы.

19. На лугу белели белые ромашки.

20. Какая красивая красота!

21. По комнате покатился круглый шар.

22. Ворона клюнула клювом наглого кота.

23. Мы с братом любим праздновать праздники.

24. Виноватым виновником мы считали щенка.

25. Малышка дрожала от страха и шептала шёпотом.

26. У Миши в июле месяце день рождения.

27. На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.

28. На своём рисунке Оля нарисовала осенний лес.

29. В комнате засветился сет.

30. На заколке у Кати было много висячих висюлек.

31. После кота на руке осталась процарапанная царапина.

32. В кондитерской продавались сладкие сладости.

33. Наступила холодная стужа.

34. В саду дети вырезали игрушки из деревянных

деревяшек.

35. Я люблю нежную нежность весеннего леса.

36. Я люблю встречать утренний восход солнца.

37. Я видел эту картину своими глазами.

38. Валерка был злым злюкой.

40. На поле синели синие васильки.

41. Верблюды бродили в пустынной пустыне.

42. Клоун был весёлым весельчаком.

43. Около курицы желтели жёлтые цыплята.

44. Мы отправили письменное письмо.

45. В низине была всегда мокрая сырость.

46. Вчера мы купили много покупок.

47. Все восторгались геройским поступком героя.

Скороговорки

Цель. Формировать четкое произношение звуков.

Шла Саша по шоссе.

Добры бобры идут в боры.

Добр бобр до бобрят.

Уже ужи в луже.

Дарья дарит Дине дыню.

Малина манила Марину и Милу.

Марина и Мила малину мыли.

Сел сокол на голый ствол.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Кондрата куртка коротковата.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохотушки хохотали хохотом.

Шесть мышат в камыше шуршат.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Идет с козой косой козёл.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Милу мама мыла мылом.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

В нашей покупке – крупы и крупки.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

В пруду у Паликарпа три карася и карпа.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У осы не усы, не усищи, а усики.

На дворе четыре Сашки

На траве играют в шашки.

Галдят грачата на галчат,

Глядят галчата на грачат.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп – под колпаком.

Четыре черненьких,

Чумазеньких чертёнка,

Чертили черными

Чернилами чертёж.

Грозди рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

Рапортовал –

Да не дорапортовался,

А стал дорапортовываться –

Совсем зарапортовался.

Шит колпак,

Да не по – колпаковски,

Кто бы тот колпак

Переколпаковал?

Шила Саша шапку споро.

Шов строчила шелком скоро.

В огороде Фекла

Ахала и охала

Уродилась свёкла

Не на грядке, около,

Жалко Фёкле свёклу,

Жалко свёкле Феклу,

Жаловалась Фёкла –

Заблудилась свёкла.

Всех скороговорок не переговаришь,

Не перевыскороговоришь.

Что с чем делают?

Цель: активизировать пассивный и активный словарный запас детей; учить детей согласовывать слова в предложении.

1. Песок сыплют, а воду … .

2. Котлеты жарят, а суп … .

3. Стол накрывают, а постель … .

4. Цветы водой поливают, а огонь … .

5. Нитки в иголку вдевают, а гвоздь в стену … .

6. Стол можно сломать, а стакан … .

7. Воду можно разлить, а горох … .

8. Сено косят, а волосы … .

9. Нитки прядут, а холст … .

10. Платье шьют, а шарф. .

Скажи коротко

Цель: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Остаться на зиму … (зимовать)

Остаться на ночь … (ночевать)

Мелкий дождь (дождик)

Капля дождя … (дождинка)

Место, где проводят зиму … (зимовье)

Маленькая лошадка … (пони)

Человек с бородой … (бородач)

Скажи наоборот

Цель: продолжать работу по обогащению словаря детей; упражнять в подборе антонимов.

Родина -- чужбина

Восток – запад

Север – юг

Восход – закат

Зима – лето

Свет – тьма, темнота

День – ночь

Жара – холод

Мир – война

Правда – ложь

Добро – зло

Польза – вред

Богач – бедняк

Друг – враг

Радость – грусть, печаль

Лентяй – труженик

Трудный – легкий

Аккуратный – неряшливый

Жесткий – мягкий

Правдивый – лживый

Ловкий – неуклюжий

Здоровый – больной

Горький – сладкий

Полезный – вредный

Глубокий – мелкий

Острый – тупой

Гладкий – шершавый

Яркий – тусклый

Тонкий – толстый

Широкий – узкий

Ясный – пасмурный

Частый – редкий

Скажи по - другому …

Цель: продолжать работу по обогащению словаря детей; упражнять в подборе синонимов.

Дорога, путь

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Источник, ключ, родник

Холод, мороз, стужа

Дети, детвора, ребята

Восторг, восхищение, радость

Друг, приятель, товарищ

Враг, противник, неприятель, недруг

Праздник, торжество

Задира, забияка, драчун

Ровесник, сверстник, одногодок

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника

Плут, обманщик

Лентяй, лодырь, ленивец

Шалун, проказник, баловник

Волшебник, кудесник, маг, чародей

Объясни …

Цель: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления в речи многозначных и образных слов.

Баклуши бить – бездельничать

После дождичка в четверг – никогда

Задать головомойку, намылить шею, голову – сильно отругать

Волк в овечьей шкуре –

злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости

Витать в облаках – фантазировать невесть о чем

Душа в пятки ушла – человек перетрусивший, испугавшийся

Зарубить на носу – запомнить крепко – накрепко

Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие

На краю земли – где-то очень далеко

На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся

Работать, засучив рукава – работать горячо, со старанием

Подскажи словечко

Цель: приучать детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор ….(Айболит).

Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые

Отгадайте, молодцы, как зовут нас ….(огурцы).

Он плывёт по простыне,

Как кораблик на волне

Он хозяйкам добрый друг –

Электрический …. (утюг).

На лучинке, в бумажке

В шоколадной рубашке

В руки просится само

Что же это ….(эскимо).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый, краса

Кто же это …. (лиса).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной …. (медведь).

Кто один имеет рог?

Отгадайте ….(носорог).

В реке большая драка

Поссорились два…. (рака).

Михаил играл футбол

И забил в ворота ….(гол).

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков (горох).

Я в любую погоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый ….(гусь).

Что за скрип, что за хруст

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я ….(капуста).

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход.

Кто б навстречу не поплыл,

Всех проглотит ….(крокодил).

Кто альбом раскрасит наш

Ну, конечно, …. (карандаш).

Как зовут меня скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок

Синеглазый … (василёк).

Праздник, праздник у ворот

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок,

Российский маленький….(флажок)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик, не робей,

Я бывалый ….(воробей).

Нежно – белую и звонкую

Из меня посуду тонкую,

Обжигают с древних пор.

Называюсь я (фарфор).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….(зарядку).

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома –

Ночью к нам пришла ….(зима).

Много бед таят леса:

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовется ….(зайка).

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое ….(самолёт).

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого,

Не спеша огонь тот ходит,

Землю матушку обходит,

Светит весело в оконце –

Ну, конечно, это (солнце).

Сегодня всё ликует

В руках у детворы,

От радости танцуют

Воздушные ….(шары).

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно (шишек).

Загадки

Цель: учить детей отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Определить первый звук в словах-отгадках.

Я

Может разбиться

Может и свариться

Если хочешь в птицу

Может превратиться

(яйцо)

Ю

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день

(юла)

Е

Её всегда в лесу найдёшь

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж

Зимою в платье летнем

(ель)

Ё

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят

(ёж)

И

Всех на свете обшивают,

Что сошьют, не надевают

(иголки)

Д

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

Д

Белый столб стоит над крышей

И растет все выше, выше

Вот дорос он до небес –

И исчез

(дым)

Т

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое? Я…

(тетрадь)

Пушистая вата

Течёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе

(тучи)

А

На страницах букваря

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

(алфавит)

Ц

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

(цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десть их, но братья эти

Сосчитают всё на свете

(цифры)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

(цыплёнок)

Загадки

Цель: учить детей отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель)

-- Учитель у меня в портфеле!

-- Как? Быть не может! Неужели?

-- Взгляни, пожалуйста! Он тут!

-- Скажи же, как его зовут? (Учебник)

Тоя в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я … (тетрадь).

Я с собой её ношу,

Не ломаю, а пишу.

Замечательная штучка.

Это шариковая… (ручка)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? ….(Линейка)

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И в работе круглый год

Он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль)

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Все интересное с тобой

Мы нарисуем в свой … (Альбом)

Над бумажным, над листом

Машет девочка хвостом

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета,

И выходит – красота. (Кисточка)

Карандаш писать не хочет.

Кто тогда его подточит? (Точилка)

Его совсем немного лей,

Я всё приклею, ведь я … (Клей)

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках, морях воды нет!

(Географический атлас)

Где у вас заданья на дом?

И стоят отметки рядом –

До чего же хороши.

Ну-ка, мама, подпиши!

(Дневник)

По алфавиту в строгом порядке

Сорок фамилий в толстой тетрадке.

Справа от них разлинованы клетки,

Чтоб не сбежали ваши отметки.

(Журнал)

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развитию речи для дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 23:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию речи для дошкольников старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Дорошенко (УИ 47573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД