Приложение МААМ

Игры с блоками Дьенеша (9 фото)

Елена Павельева
Игры с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

Игры с блоками Дьенеша

Павельева Елена Александровна

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М., «логические кубики» (Копылов Г., «логические блоки» (Столяр А.) В современной практике работы с детьми детских садах и начальной школе находит место два вида логического материала: объёмный и плоский. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Но более интересны игры с объемными блоками.

Публикация «Игры с блоками Дьенеша» размещена в разделах

Игры в книги "Давайте поиграем"(под редакцией А. А. Столяра. - М., 1991, 1996, а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З. А. Михайловой - СПб, 1996, 2000, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начала школьного возраста для:

ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

развитие творческих способностей.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Вот несколько игр.

Игры с блоками Дьенеша

«УГАДАЙ-КА»

Цель. Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.).

Материал. Логические блоки, игрушка Буратино, карточки-свойства (для II и 111 вариантов).

Содержание

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Для угадывания в дальнейшем можно использовать карточки с закодированными свойствами блоков: цвет, форма, размер.

Игра начинается с одного свойства, если дети уже знакомы с блоками, то можно использовать несколько свойств.

«ГДЕ, ЧЕЙ ГАРАЖ? (ПОСТРОЙ ДОМ)»

Цель. Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал. Логические блоки, карточки-домики, блоки Дьенеша.

Содержание

I

В игре принимают участие 5 человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-«кирпичики». Задача строителей-построить свой дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).

«Построение логических дорожек по схемам».

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал. Логические блоки, три домика (макет; или изображения домиков или их условные обозначения).

Содержание

I

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дом Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно был ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строи! по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто замете ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получас право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая дорожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков вагончиков и т. д. (В старшем дошкольном возрасте дети мол, не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.)

II

Усложняются правила построения дорожек. Требуете, чтобы дети при выполнении задания ориентировались сразу на два свой были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т. д.)- Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

III

Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т. д.

Взрослый не оставляет без внимания проявление инициативы детей и их творчества при составлении правил, предлагает детям новые игровые задачи.

В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.

Фото №1 Игры для детей Игры с блоками Дьенеша Павельева Елена Александровна В методической и научно популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями логические фигуры Фидлер М Фото №2 логические кубики Копылов Г

«Паровозики»

Фото №3 логические блоки Столяр А

Более сложные игры.

АРХИТЕКТОРЫ (ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА)

Материал: Алгоритмы №№ 1,2 Блоки Дьенеша

Описание игры:

Детям предлагается разработать проект детской площадки

• выбрать необходимый строительный материал

• построить объекты детской площадки

Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.

Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово

"начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: "красный наш блок?" - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: "круглый наш блок?" - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве.

Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос "красный?" Отвечаем "да" и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос

"красный?" Отвечаем "нет" и двигаемся вправо. На вопрос "круглый?" Отвечаем "да" и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким. Таким образом весь наш строительный материал будет, т. е. не красным и не круглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты.

Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм

(идея игр принадлежит О. Финкельштейну).

Фото №4 В современной практике работы с детьми детских садах и начальной школе находит место два вида логического материала объёмный и плоский

Игра на развитие памяти "Запомни где кто живет"

Фото №5 За каждым из этих видов закрепилось своё название Фото №6 Объёмный логический материал именуется логическими блоками плоскостной логическими фигурами

Игра "Посадим цветы в пустыне"

Фото №7 Но более интересны игры с объемными блоками

«ПОМОГИ ФИГУРАМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЕСА»

Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать. Материал. Логические фигуры, или блоки, таблицы.

Содержание

Перед детьми рисунок леса, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чаши.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки — всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

Для поддержания интереса взрослый ставит перед детьми разнообразные игровые задачи, наделяет фигуры и блоки различными образами. Например, каждая фигура — Дюймовочка (нужно помочь ей выбраться из мышиной норы) или блоки-корабли (надо вывести их из бушующего моря) и т. п.

Фото №8 Публикация Игры с блоками Дьенеша размещена в разделах Блоки Дьенеша Игры для детей Математика
Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?»Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста-одна из главных задач современного образования. Важным помощником педагога в развитии.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Играем с блоками Дьенеша «Играем с блоками Дьенеша» Игры для детей 3-5 лет. Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то.

Игры с блоками Дьенеша (первая часть) Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.

Математические дидактические игры с блоками Дьенеша Дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса” (построй дорожку) Цель: развитие умений выделять свойства в предметах,.

НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе «Игры с Карлсоном» Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Игры с Карлсоном" Цель: Продолжать развивать умение работать.

Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Цели: Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с блоками Дьенеша
Опубликовано: 4 сентября 2016 в 12:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с блоками Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Елена Павельева (УИ 775574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД