Елена Михайленко
Игры с использованием современных игрушек «Поп-Ит», «Симпл-Димпл», «Поп-Туб» для всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные игры. «Игры с использованием современных игрушек «Поп-Ит», «Симпл-Димпл», «Поп туб» для развития дошкольников. 1 сл
Помните пузырчатую плёнку, которой упаковывают хрупкие предметы? Наверняка многим нравилось лопать эти пузырьки. В чём причина – не понятно, но руки так и тянулись к ним. Видимо, потребность что-нибудь сжимать, щёлкать или делать другие повторяющиеся движения связана с состоянием стресса – это естественная реакция на какое – либо неприятное событие или раздражитель. Так вот, игрушка – антистресс поп-ит работает точно таким же способом, только играть с ней можно бесконечно.
Публикация «Игры с использованием современных игрушек „Поп-Ит“, „Симпл-Димпл“, „Поп-Туб“ для всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
2 сл Popit (поп-ит) – с английского переводится как «лопни это». Поп-ит — это сенсорная игрушка антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые вы можете проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому поп-ит называют «Вечной пупыркой».
Практически у каждого ребёнка есть эта игрушка. Как же ее можно использовать в работе педагога в детском саду?
Все дело в тактильном восприятии этих простых, на первый взгляд изделий. На кончиках пальцев находится большое количество рецепторов, которые соответствуют определенным участкам мозга. Массаж рецепторов развивает нейронные связи, то есть рецепторы мозга тренируются напрямую через сигналы от касания. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», говорил известный педагог Василий Сухомлинский. Поэтому однозначно можно отнести игрушку поп-ит к полезным тренажерам.
Изначально они были разработаны для обеспечения сенсорного и тактильного опыта, чтобы помочь детям с нарушением внимания.
Подобные сенсорные игрушки, использовались еще в 1970-х годах.
Они активируют один или несколько органов чувств: зрение, слух или
осязание. Помогают с концентрацией и вниманием. Многоразовые, моющиеся, имеют целый ряд забавных цветов и форм. Большинство сделаны из силикона. Их можно использовать в любом месте, например, в автомобиле, самолете, офисе, удобно брать в путешествие. Есть как в одном цвете, так и радужные. Поп-ит имеет многообразие форм. Это может быть и бабочка, и сердечко, и ананас. Для образовательно-развивающих целей больше подходит поп-ит квадратной формы.
Они просты в использовании, помогают восстановить концентрацию внимания, справиться со стрессом, улучшают мелкую моторику.
Игрушка и впрямь универсальная. Обучает, развивает, укрепляет межполушарные связи мозга. Для чего это нужно? Левое полушарие, напомним, мыслит логически, а правое творчески. У взрослых обычно одно полушарие развито лучше второго. Если же поднажать в дошкольном возрасте, можно развить одинаково хорошо оба полушария, тогда и учеба в школе будет даваться легче. Как и любые игрушки-антистрессы-это инструменты саморегуляции, помогающие сосредоточиться, успокоиться, активно слушать. Могут, например, избавить от суетливости, постукивания ногой, наматывания волос на палец или покусывание ногтей - это различные способы тела высвободить беспокойную энергию. Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны, направление расширяемой энергии позволяет им лучше сосредоточиться на том, что они пытаются узнать. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что движение необходимо для обучения, поскольку учащийся должен использовать оба полушария мозга. Антистрессы уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Оказывают успокаивающее действие на тех, кто страдает от тревоги или сенсорных проблем, таких как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Хотя игрушки не являются лекарством от этих проблем, они успокаивают, дают возможность занять руки. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов.
Игрушка несет в себе развивающие функции : 3 сл
Сенсорное развитие. Ребенок узнает о внешних свойствах игрушки, её цвете, форме, величине, положении в пространстве, в игре расширяется практическая деятельность. Вариант игры :
«Соотнеси цвет с картинкой». (Изучение цветов с опорой на картинку). Какой цвет у помидора, тучки, травки, - ребенку нужно посмотреть на картинку и нажать пальчиком на нужный цвет поля.
Моторное развитие. У детей часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными предметными действиями, а также качеством движений. Что же касается более тонких и сложных движений, то мелкая моторика рассматривается здесь, как способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки.
Оптико-пространственное восприятие.
Дети в дошкольном возрасте испытывают трудности при выполнении заданий требующих скоординированной работы глаз и рук.
Вариант игры : нам понадобится панель для ребенка и карточка-шаблон для взрослого. Взрослый даёт образец узора, задача ребенка – выполнить у себя такой же. Узор можно выполнять как одной рукой, так и двумя одновременно, таким образом у детей происходит развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие речи и коммуникации. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя игрушку и экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка. В качестве игрового материала могут использоваться : пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Варианты игры :
«Сколько слогов» детям предлагается нажимать на пузырек на каждом слоге, тем самым определяя количество слогов в слове.
«Изучаем звуки» ребенку предлагается выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук, а если ребенок услышит согласный твердый звук, то синий, и зеленый пузырек, если услышит согласный мягкий звук.
Использование игрушки Pop it положительно влияет на развитие познавательной активности детей с ОВЗ. Варианты игр:
Изучение букв и цифр.
Закрепить образ буквы или цифры можно с помощью их продавливания на панели. Покажите ребенку образец, и непременно дайте возможность выложить букву (цифру) самостоятельно.
Формирование математических представлений.
Начиная от формирования понятия «один-много», заканчивая счётом, продавливаем заданное количество кружков. Примеры на сложение, вычитание, нахождение неизвестного, сравнение чисел, решение задач, - все это наглядно можно продавить на панели игры.
Вариантов игр с Pop it бесконечное множество, все зависит от того, какие цели и задачи вы преследуете.
Оборудование и материалы: 4 сл
- "Поп - Ит";
- "Симпл - Димпл";
- «Поп-туб»;
- разноцветные шарики, бомбошки;
- мелкие игрушки;
- схемы;
- пинцет (по количеству игроков);
- карточки с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, квадрат);
-Схемы букв;
- секундомер (по желанию) или
- песочные часы;
- игровой кубик (с точками для детей помладше);
- игровой кубик с основными цветами;
- карточки с узорами;
- карточки с примерами;
- карточки со словами и изображением;
Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию варианты упражнений, решающих самые разные задачи.
5 сл Сенсорное развитие. Для самых маленьких – изучение цветов с опорой на картинки: «Соотнеси цвет с картинкой» (Какой цвет у помидора, тучки, травки, - ребенку нужно посмотреть на картинку и нажать пальчиком на нужный цвет поля).
«Нажми только зелёные кнопочки» - сначала ребенок нажимает на нужный кружок, затем подбирает картинку.
В данном случае происходит развитие мыслительных операций, умения согласовывать имена существительные с прилагательными (синее платье, синий шар, синяя лента).
6 сл Игра «Запоминание названий пальчиков» Игру можно сопровождать, стихотворением.
Раз кружок, два кружок
Раз шажок, два шажок
Наши пальчики шагают,
на кружочки наступают!
От мизинца до большого
а затем к мизинцу снова!
7 сл Упражнение на дыхание «Передвинь шарик» (с использованием коктейльной трубочки, шарика из фольги, или бомбошки);
8 сл Игра «Ищем клад» Под одну из пупырок подкладываем бусину, бомбошку или камешек и, нажимая, поочерёдно ищем ее.
9 сл Игра Сортировка Если перевернуть игрушку вы увидите вогнутые ячейки, в которые отлично поместятся маленькие предметы. Это могут быть, к примеру, пуговицы, помпоны или фасолины. Попросите ребенка разложить по одному предмету в каждую ячейку используя пинцет.
Для детей постарше, можно выкладывать визуально-ритмический ряд.
(например 2 пуговицы, одна бомбошка и т. д).
Координация и предлоги Выше - ниже, правее - левее, над - под. И счет - три направо, две вниз и так далее. Можно при этом пользоваться дополнительными элементами (пуговицами, фигурками, бусинами, игрушками). Например, давай поселим красную бомбошку в домик по адресу - три пупырки вправо, одна пупырка вниз. А ее подружку, синюю пуговку рядышком - одна пупырка вниз и две пупырки влево.
Игра с кубиком По очереди бросаем кубик, и нажимаем выпавшее число пупырок. Если поп итов несколько, то каждый нажимает на своем и кто быстрее пройдет, если один, то на одном каждый отжимает по очереди и, например, побеждает тот, кто первый дойдет до конца или, наоборот.
10 сл Развитие словарного запаса. «Кто больше придумает» - называем по очереди слова, одновременно продавливая кружок (названия диких животных, деревья, транспорт).
11 сл Изучение букв и цифр. Закрепить образ буквы или цифры можно с помощью их продавливания на панели. Покажите ребенку образец, и непременно дайте возможность выложить букву самостоятельно.
Практическое задание для воспитателей: выложить букву М и Н в ячейках, используя бомбошки.
12 – 13 сл Формирование математических представлений. Начиная от формирования понятия «один-много» у малышей, заканчивая примерами на сложение, вычитание, все это наглядно можно продавить на панели игры.
(раздать карточки с примерами!
Закрепление понятия Гласные и Согласные звуки. Взрослый произносит звук, ребёнок должен нажать соответствующую ячейку. Гласный - красную, согласный – синюю, мягкий согласный – зелёную.
14 сл Составление слов. Напишите маркером на выпуклых частях игрушки буквы.
( например: гласный ряд (и назвать слова на заданный гласный звук, затем можно усложнять написать слоги, читать их, и называть слова которые начинаются с этого слога. Затем можно читать короткие слова (кот, кит, бык, бак и т. д).
15 сл Формирование слоговой структуры слов. Деление слов на слоги – важное умение для развития речи детей. Обычно используют «прохлопывание» слогов во время произношения слов.
Разнообразить это задание можно с помощью продавливания кружков в зависимости от количества слогов в слове. Так, наглядно показываем длинные и короткие слова.
16 сл Автоматизация звуков. Пожалуй, самое длительное и неинтересное занятие – тренировать произношение нового правильного звука, отработанного вместе с логопедом. Но такой необходимый этап для формирования правильного произношения пройдет интереснее, соединив проговаривание с нажатием кружков. Начиная с изолированного произношения звука, постепенно переходим на слоги и слова, одновременно продавливая кружок. Например, автоматизация звука Р в словах: один красный помидор, два красных помидора…
Кроме использования антистресс игрушки Поп Ит при автоматизации поставленных звуков, можно использовать «Симпл – димпл».
(показ игры «Автоматизация звуков с «Симпл – димпл».
17 сл В образовательной деятельности также можно использовать анти – стресс игрушку под названием Поп туб.
Pop tubes внешне напоминает гибкую гофрированную трубу, только уменьшенного размера, длина Pop tubes в сложенном виде – от 10 до 15 см, диаметр не превышает 3 см.
Для воспитателей — это может быть изучение размеров (длинный-короткий) и последовательностей (разложить несколько трубок по длине от самой короткой к самой длинной). А может быть знакомство с геометрическими фигурами. Из трубки можно сделать круг, квадрат или треугольник. Показав ребенку, как делать фигуру, верните её в исходное (стянутое) положение и дайте задание детям самим согнуть Pop tubes в нужную форму. Это развивает не только мелкую моторику, но и пространственное мышление.
С помощью гофрированных трубок, можно закреплять графический образ букв. (конструирование гласных букв и т. д.)
А также сделав полосу препятствий выполнять упражнение на развитие речевого дыхания (педагоги делают из трубок полосу препятствий и дуют на бомбошку).
Игра на время «Переправа». Педагоги по очереди переправляют по одной бомбошке и кладут её в тарелку. Пока все бомбошки не переправят.
18 сл Творческое задание для педагогов
Разработать авторскую игру используя :
1 команда: Поп Ит и пинцеты.
2 команда: трубки Поп туб и бомбошки.
(каждой команде необходимо презентовать свою авторскую игру, обозначить для какого возраста она рекомендована).
Включение данных игр в непрерывную образовательную деятельность делают занятия интересными для воспитанников, а также создают необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре и способствуют:
развитию внимания;
мелкой моторики у детей; мышления;
закрепляют знание основных цветов;
обогащают тактильное восприятие;
развивают умение чередовать цвета, выявлять закономерность;
закрепляют умение называть геометрические фигуры;
расширяют словарный запас;
упражняют в счете.
19 сл Таким образом, можно придумать еще множество других игр, как индивидуальных, так и групповых. Фантазия безгранична. Используя эти игрушки, каждый педагог найдет и придумает для себя что-то интересное.