Надежда Сергеевна Быкова
Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет №2
Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
Публикация «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
О. С. Ушакова
Цель: повышение профессиональной компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрение современные технологии по развитию связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов развития связной речи детей в ДОУ.
4. Активизировать деятельность педагогов.
Предварительная работа:
1. Тематический контроль «Использование современных педагогических технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников»;
2. Открытый показ «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»;
3. Подготовка проекта решения педсовета.
План проведения педсовета:
1. Вступительное слово.
Заведующий ДОУ
2. Актуальность проблемы речевого развития : «Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений».
Ст. воспитатель Быкова Н. С
3. Итоги тематической проверки ««Использование современных педагогических технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников» (приложение
Ст. воспитатель Быкова Н. С
4. Деловая игра «Современные педагогические технологии развития связной речи дошкольников»;
«Использование технологии «Триз» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Ст. воспитатель Быкова Н. С
«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольного возраста»
Воспитатель Назырова Г. З
«Использование метода Кубика Блума в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» (приложение 3);
Воспитатель Сильванович В. А. ,
«Использование метода Синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» (приложение 4);
Воспитатель Петелёва Т. А.
5. Подведение итога;
6. Решение педагогического совета.
Ход ПЕДСОВЕТА
1. Вступительное слово.
2. Актуальность проблемы речевого развития :
«Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений».
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста
(обогащение словарного запаса, формирование
грамматического строя речи, звуковая культура)
не достигнут своей цели, если не найдут завершающего
выражения в развитии связной речи".
/Ушакова О. С. /
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Коллеги, что же такое связная речь?
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (несколько логически сочетающихся предложений, обеспечивающее взаимопонимание и общение).
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Последовательность работы над связной речью :
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи :
- работа над пересказом;
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над самостоятельным рассказом.
Как научить ребенка говорить правильно? Детей мы учим играя, так что сегодня немного позже мы с вами поиграем.
3. Справка о результатах тематической проверки.
Тема: «Использование современных образовательных методов и технологий развития связной речи дошкольников»
Сроки проведения: с «15» января по «02» февраля 2024года.
Проверяющий: старший воспитатель Быкова Н. С
Цель контроля: выяснить состояние образовательной работы по развитию связной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Основные формы и методы контроля
1. Анализ календарного планирования воспитателей.
2. Просмотр занятий.
3. Обзорное изучение развивающей среды в группах.
4. Анализ работы с родителями.
Оценочный инструментарий
1. Грамотность написания планов работы.
2. Соответствие темы занятия тематике контроля.
3. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
4. Творческое построение работы с родителями.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Компетентность педагогов по развитию связной речи детей.
2. Проверка документации педагогических работников.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
4. Оценка эффективности занятий по речевому развитию.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам развития связной речи.
На основании годового плана ДОУ и приказа была проведена тематическая проверка с целью оценки состояния образовательной деятельности по формированию речи детей всех возрастных групп.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа организованно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, обследования развивающей среды в группе.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
-уровень информативности высказывания низкий.
В речи допускают грамматические ошибки. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.
Компетентность педагогов по развитию связной речи детей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. На занятии и в режимных моментах в совместной деятельности с детьми не всегда получается точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.
Проверка документации педагогических работников.
Анализ календарного планирования работы по развитию связной речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги в основном всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словесного творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, игры-драматизации.
В режимных моментах, в свободном общении взрослых с детьми, активизирована работа по формированию мотивации к речевым действиям, планируются словесные дидактические игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», для работы над речевым дыханием используются упражнения «Снег», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», для развития связной речи используются познавательные обучающие ситуации и игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах:
В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных и предметных картинок по развитию речи, разнообразный дидактический материал, книжные уголки для детей.
Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.
- книги-пазлы («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Кто как кричит?», «В нашем доме», «Чей малыш?»);
-книги-шнуровки («Игрушки», «Транспорт»);
-книги «с окошками» («Мой дом»);
Данные виды книг содержат разнообразный материал для познавательного и речевого развития малышей. Кроме того, здесь много различных игр: пазлов, лабиринтов, способствующих развитию мелкой моторики рук, а значит, и речевому общению.
В уголках групп приобретено достаточное количество соответствующих возрасту детей тематических демонстрационных и раздаточных карточек («Профессии», «Музыкальные инструменты», «Мамы и детки», «Противоположности» и под., которые пополняются. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации.
Во всех группах используются дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, фабричные и изготовленные своими руками. Картотеки дидактических игр обновляются, еженедельно пополняются в соответствии тематическому планированию
В группах используются игры «Закончи фразу», «Комары и жуки» (ЗКР, «Подскажи словечко», «Чей малыш?» (словарь, «Чего не стало?» (грамматический строй, «Опиши предмет», «Кто больше назовет» (связная речь) и. т. д.
В старшей и подготовительной группе подобраны игры, направленные на формирование основ первоначальной грамоты, в т. ч. развивающие умение детей делить слова на слоги, составлять предложения, упражнение в различении гласных и согласных и под. («Лодочка» -O-«Угадай слово», «Сплетем венок из предложений», «Ворота» и др.).
В уголках сюжетно – ролевых игр в группах созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей.
Оценка эффективности занятий по развитию связной речи :
Главная цель посещения занятий по развитию связной речи заключалась в изучении эффективности использования методов и приемов для решения комплекса задач развития связной речи в разных возрастных группах (совершенствование связной).
Рекомендации:
-воспитателям необходимо использовать разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
-в занятии по речевому развитию быть особенно требовательным к самому себе: не допускать грамматических ошибок словоупотребления;
- продумать варианты материалов для продуктивной деятельности детей.
- рационально размещать материал.
- применять различные приемы активизации речи детей.
Анкетирование родителей показало, что в большинстве своем не особо проявляют заботу о развитии речи детей в условиях семьи : читают книги редко, рассказывают сказки иногда, мало играют в различные игры (лото, показывают обучающие диски или компьютерные игры, ссылаясь на занятость. Родители не против помощи педагогов в вопросах формирования у детей грамматически правильной речи. У большинства опрошенных состояние речи детей вызывает беспокойства. Родители хотели бы, чтобы им оказывали такие формы педагогической помощи как, практические рекомендации, в том числе и с использованием дидактических игр, применяемых в детском саду, мастер классы по речевому развитию, индивидуальные консультации по формированию речи.
В целом работа детского сада по развитию речи родителей устраивает.
В планах работа с семьями воспитанников недостаточно отражена: есть индивидуальные и групповые консультации, беседы, и оформление наглядной информации в родительском уголке недостаточное. Не во всех группах ведется полноценная работа по развитию речи с родителями.
Таким образом, тематический контроль показал, что развития связной речи детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований.
У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У некоторых детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому работа по развитию связной речи продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью работы ДОУ.
Рекомендации:
-Педагогам ДОУ продолжить ежедневно планировать и проводить, с учетом перспективы, индивидуальную и групповую работу по всем направлениям развития речи; на материале дидактических игр развивать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.
- Необходимо большее разнообразие видов театра, ширмы для театрализованных игр.
-Во всех группах, обновить оформление театрализованного уголка, оформить картотеку речевых игр в соответствии с полученными рекомендациями.
-В старших - подготовительных группах планировать досуги, развлечения, вечера загадок, использование ИКТ;.
- Создать и применять в работе во всех группах аудио-медио- видеотеки (игры, презентации, различные звуки природы, зверей и т. п)
- Пополнить среду и применять в практике современные инновационные технологии по развитию связной речи.
- Пополнить родительские уголки информацией по речевому развитию (консультации, памятки, буклеты).
- Систематически пополнять речевую среду групп играми, созданными своими руками совместно с родителями и детьми.
-Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников, предлагая им различные виды приемов и методов, используемых в работе ДОУ над связной речью.
Справку составила: старший воспитатель Быкова Н. С
Ознакомлены: 11 педагогов.
4. Деловая игра «Современные педагогические технологии развития связной речи дошкольников»;
1. задание «Разминка»
Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна
Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна
Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична
Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна
2. задание «Блиц - опрос»
Ответить на поставленный вопрос
• Назовите формы связной речи (диалогическая и монологическая)
• Основная функция развития связной речи (коммуникативная)
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы,
создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине).
• Назовите структуру повествования (завязка, развитие действия, кульминации, развязка) введение, основная часть, заключение.
• Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
• Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
• Технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно (ТРИЗ) Быкова Надежда Сергеевна
Система ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — может использоваться в работе по развитию связной речи дошкольников.
Вот некоторые методы и приёмы, которые могут применяться:
Метод аналогии. Личностная аналогия, метод прямой аналогии и метод фантастической аналогии.
Метод мозгового штурма. Постановка задачи и поиск путей её решения.
Приёмы, которые способствуют обучению творческому рассказыванию. «Сказка наизнанку», «коллаж из сказок», «знакомые герои в новых обстоятельствах», «спасательные ситуации в сказках».
Также могут использоваться различные игры:
«Объяснялки»,
«Хорошо-плохо»,
«Да-нет»,
«Увеличение-уменьшение»,
«Аукцион»,
«Неумейка»,
«Подбери слова»,
«Исправь ошибку».
Применение приёмов и методов системы ТРИЗ положительно влияет на активизацию познавательной деятельности детей, на развитие словесно-логического мышления, способствует созданию мотивационных установок, мотивирует на проявление творчества, создаёт условия для обогащения словаря детей, повышает продуктивность овладения всеми языковыми средствами
3 задание. «ТРИЗ» Игра «Паровоз»
Цель: Формировать умение у детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление.
Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа») и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т. д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
• Технология, представляющая собой совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (мнемотехника)
Выступает Назырова Гульсия Закировна
4 задание. «Составь мнемотаблицу»
Составить мнемотаблицу к стихотворению
1. «У Егора огород.
Там есть редька и горох,
Рядом огород Федоры —
там на грядке помидоры».
2. Осень, осень, к нам пришла,
Всем подарки принесла:
жёлтые листочки,
вкусные грибочки,
овощи и фрукты,
хлебные продукты.
• Один из популярных приемов технологии критического мышления. Это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы.
5 задание. (Кубик Блума)
Выступает Сильванович Валентина Александровна
• Новая технология в развитии речи дошкольников, представляющая собой нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам (синквейн).
Выступает Петелева Тамара Александровна
6 задание. Составить СИНКВЕЙН на слово РЕЧЬ (дошкольника) вместе
1) Речь
2) Связная, правильна (красивая, ясная, образная)
3) Развивать, обогащать, украшать (воспитывать)
4) «богатство языка - богатство мыслей» (Карамзин Н. М.)/ развитие связной речи у детей - важнейшая задача педагога/ правильная, красивая речь – показатель общей культуры человека.
5) Средство общения/ коммуникация/ русский язык
7. Решение педагогического совета.
1. Применять современные инновационные технологии как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сроки - постоянно
2. Выбрать одну из технологий развития связной речи, внедрить в образовательную практику, предоставить отчет (фотоколлаж, видеоотчет, конспект, проект и т. д.)
Сроки – до 1 мая 2024 г.
3. Подготовить дидактическую игру по развитию речи своими руками на смотр-конкурс «Лучшее дидактическое пособие, изготовленное своими руками по развитию речи»
Сроки – до 1 мая января 2024 г.
4. Принять рекомендации тематического контроля к исполнению в указанные сроки.