МААМ-картинки

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ (6 фото)

Ольга Андреева
Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

(обмен опытом)

Воспитатель

(9 тарифный разряд)

МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка»

Андреева Ольга Петровна

Ребёнок воспитывается разными случайностями его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Публикация «Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Выполняя социальный заказ, дошкольные учреждения, воспитывают человека ХХI века всесторонне и гармоничного развитого, который обладает ключевыми компетенциями. Главная, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция.

Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного возраста. Коммуникативные умения обеспечивают необходимую социально-психологическую адаптацию ребёнка в окружающем – его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать своё поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребёнка.

За время моей педагогической деятельности в дошкольном учреждении я пришла к выводу, что особое значение развитие коммуникативных способностей имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как их освоение обеспечивает ребёнку полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Именно эта потребность стимулирует ребёнка к общению, к овладению коммуникативными навыками и дальнейшее их совершенствование. Так же важно развивать в группе игровой опыт детей с ОВЗ, расширяя репертуар их игровых действий.

Игра побуждает интерес к творчеству, общению с другими детьми, воспитывает доброе отношение детей друг к другу, доверие к окружающему миру, способствует охране нервно-психического здоровья воспитанников с ОВЗ.

Развитие коммуникативных способностей у воспитанников я осуществляю с учетом возрастных, психологических и индивидуальных способностей этих детей, при этом соблюдая следующие правила:

- принимать все предложения, решения детей, поддерживать любую инициативу;

- показывать детям образцы речевого общения;

- помнить о том, что у детей с ОВЗ больше развита пассивная речь, стараться расширять их активный словарный запас;

- обеспечивать атмосферу доброжелательности, спокойствия, внимания к ребёнку, поддерживать его;

- создавать проблемные ситуации, которые активизируют интеллектуальное, эмоциональное, речевое и коммуникативное развитие детей;

- расширять сенсорные возможности детей, обеспечивая им возможности всех органов чувств в познании окружающей действительности;

- уважать неповторимость каждого ребёнка, поддерживать его в достижении поставленных целей.

В игровой деятельности, способствующей развитию коммуникативных способностей у детей с ОВЗ, использую такие игры, как

• Игры-забавы («Золушка», «Колечко», «Краски», «Картошка» и др.) Игры-забавы побуждают детей к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения со взрослыми и сверстниками.

• Игры-инсценировки («Зайка», «Мишка», «Ежик», «Лягушка» и др.) учатся согласовывать свои действия при постановке развивают эмоциональную сферу ребенка, формируют доверительные отношения между детьми, активизируют внимание.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ

• Игры-соревнования («Кто самый меткий?», «Кто самый быстрый?», «Кто быстрее к флажку?» и др.)

• Дидактические игры («Скажи наоборот», «Какой, какая, какие?» и др.) учу детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установлению контакта со сверстниками.

• Творческие игры («Волшебная ниточка», «Неоконченный рисунок» и др.) Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

• Сюжетно-ролевые игры («Мы готовимся к празднику», «Наш выходной день», «Поликлиника», «Дочка заболела», «Банк», «ГИБДД» и др.) Во время сюжетно-ролевых игр побуждаю детей творчески воспроизводить в играх быт, совершенствую умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Фото №1 Донецка Андреева Ольга Петровна Ребёнок воспитывается разными случайностями его окружающими

Игры-драматизации: в качестве сюжетов драматизаций я использую литературные произведения «Под грибом» В. Сутеева, «Жихарка», «Рукавичка» русские народные сказки и др., которые отражают коммуникативные ситуации и позволяют детям научиться распознавать состояния персонажей и выражать свои переживания. Выступая в роли «артистов», дети не только отражают действия и физические особенности героев, но и их состояния. Таким образом, дети осваивают вербальные и невербальные средства выражения эмоций (мимика, жесты, позы, движения, интонации).

Фото №2 Педагогика должна дать направление этим случайностям

• Игры-имитации («Ласковые травинки», «Котёнок» и др) В играх-имитациях я развиваю в детях толерантность, эмпатию, сплочение детей, накопление позитивных эмоций в процессе взаимодействия, удовлетворение потребности каждого в признании нужности, ценности и важности в глазах окружающих.

• Игры-хороводы («Каравай», «Колпачок» и др.) В хороводных играх развиваю умение согласовывать речь с движениями; воспитываю доброжелательное отношения друг к другу.

Фото №3 Одоевский Публикация Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ размещена в разделах Работа с Особыми детьми

• Настольно-печатные игры («Мозаика», «Шашки», «Пазлы», «Домино» и др.) Настольно-печатные игры способствуют развитию дисциплинированности и способности завершать начатое; улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков; фиксирование приобретенных знаний и умений; формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.

Фото №4 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Социализация

• Пальчиковые игры по темам недели. С помощью пальчиковых игр с детьми я работаю над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе; над развитием познавательных процессов — мышления, памяти, внимания; над совершенствованием координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму.

Фото №5 Социально личностное и коммуникативное развитие Темочки Выполняя

Анализ собственного опыта и методических разработок Т. А. Андреенко, О. В. Алекиновой, Л. А. Мартыненко, Т. А. Ниловой, показывает, что развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ в игровой деятельности наиболее эффективно осуществляется средствами игр и упражнений, решающих следующие задачи:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать: воспитание доверительного отношения к другому ребёнку, обучение обращению за помощью к взрослому, выполнению поручений:

- игры и упражнения на развитие умения активно слушать: обучение вербальным и невербальным способам коммуникации; определению эмоциональных состояний у других и отражению его с помощью выразительных движений и речи; пониманию смысла сообщений;

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию : развитие умения понимать друг друга, оценивать и учитывать личностные особенности других, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;

- игры и упражнения на развитие умения сообщать информацию : формирование навыков совместной коммуникативной деятельности, умения излагать свои мысли, устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом.

Итак, коммуникативная деятельность, интегрируемая с другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнёрской деятельности педагога и ребёнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования.

Литература:

1. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников// Психолог в детском саду, №3/2008. С. 29-42.

2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. – М. : Чистые пруды. 2006. С. 32.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребё нком от года до шести лет: советы психолога. – М. : АРКТИ, 2004. С. 160.

4. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников//сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. С. 223.

5. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. №1/2008. – М., 2008. С. 58-65.

6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Котова Л. Н, Макеенко Е. П., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Кобзарь О. В., Михайлюк С. И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.

7. Трубайчук Т. Б. Компетентносная модель дошкольного образования : коллективная монография//Л. В. Трубайчук и др. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. С. 229.

8. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников//сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. С. 223.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 12 января 2023 в 12:40
+226Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД