Елена Ярославцева
Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ
Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории ТРИЗ, появилась мечта сделать кольца для дошкольников. Моя идея воплотилась с использованием бумаги А4, цветных картинок, фломастеров, винтика и гаек и ламинатора.
Итак, материалы и оборудование:
Белая бумага А4 – 5 листов;
Публикация «Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2021
Цветная бумага размером 21 на 16 см (примерно половина А4);
Цветные картинки по 8 шт на каждое кольцо – 32 шт (поместились на 1 лист А4);
Линейка 30 см;
Транспортир для разметки углов-секторов;
Скрепки канцелярские мелкие – 4 шт (можно и без них справиться);
Фломастеры;
Клей-карандаш;
Шило или другой острый предмет (тонкая крестовая отвертка, например);
Скотч широкий;
Винт длиной 2-2,5 см и гайки на него - 4 шт (по размеру как из детского металлического конструктора, продаются отдельно в строительном магазине);
Ламинатор и ламинационная пленка плотностью от 100 - 5 листов.
И кольца готовы!
Цели данной игры:
1. Речевое развитие посредством составления предложений об имеющихся или придуманных объектах с использованием свойств предлагаемых или задуманных самостоятельно объектов.
2. Развитие творческого мышления посредством изобретения новых свойств имеющихся или придуманных объектов.
3. Закрепление знаний о явлениях природы, праздниках, диких и домашних животных.
Ход игры:
Дети совмещают сектора кругов, по желанию выбирая различные свойства объектов, создавая новые объекты или новые истории.
Рекомендуемый возраст 5-7 лет, но по теории ТРИЗ возможно и более раннее начало.
Последовательность создания колец.
1. На 5 листах размещаем 4 кольца с радиусами 7,3 см, 10,3 см, 13,3см, 16,3 см.
Два самых маленьких круга полностью помещаются на листе А4, а вот с большими кругами придется поработать подольше. Маленькие круги можно создавать циркулем, а можно, как и большие, от центра отмечать множество радиусов и потом соединить их в круг. Прежде чем рисовать большие круги с радиусами 13,3 и 16,3 см, листы нужно наложить один на другой с нахлестом 1 см в местах соединения, т. к. они не помещаются на один лист. Из 3 листов получится 2 круга. См фото 2.
2. Вырезаем детали кругов. Примеряем их и закрепляем скрепками части колец для того, чтобы разметить сектора на кругах и наклеить картинки. Угол каждого сектора 45 градусов. Отмечаем углы транспортиром и создаем 8 секторов. (Если транспортира нет, то можно сначала разделить круг на 4 сектора через перпендикуляр линейки, а потом отметив приблизительно середину каждого сектора, поделить их пополам.) Оформляем сектора фломастером. Я для каждого круга сделала разные цвета.
3. Далее нам надо выбрать картинки для кругов. На первом круге я разместила объекты, которые будем преобразовывать, далее признаки животных, признаки явлений природы, и праздники. На последнем круге за счет его больших секторов можно разместить даже не 8, а 16 картинок – по 2 на каждый сектор. Картинки делаем размером 4 на 3 см для первого круга, для последующих можно 5 на 3 см. Важно, чтобы одна сторона была 3 см, т. к. разница радиусов 3 см, и если сделать картинку больше, то ее не будет всю видно.
У меня 1 круг - холодильник, кровать, шкаф, чайник, игра настольный хоккей, ракета, врач, роза.
2 круг – волк, лиса, медведь, корова, кошка, собака, павлин, пчела.
3 круг – снежинки, дождь, облачно, солнечно, гололед, листопад.
4 круг – новый год, день рождения, 8 марта, 23 февраля, день защиты детей, день знаний, день космонавтики, праздник весны и труда. Также я сюда добавила профессии учителя, воспитателя, продавца, машиниста, водителя.
В процессе создания колец я решила не ограничивать фантазию детей исчерпывающим набором картинок, и создала на каждом круге дополнительный сектор в 10 градусов со знаком вопроса, что означает возможность самому выбрать предмет для преобразования и для выбора признаков.
4. Наклеивать картинки на круги, состоящие из нескольких частей, нужно предварительно разрезав, если картинка попадает на линию соединения деталей круга, т. к. нам их еще надо будет ламинировать по частям, экономя ламинационную пленку, да и ее формат А4 не позволяет ламинировать уже готовые круги.
5. После наклеивания картинок снимаем скрепки и разделяем части так, как рисовали на листах А4, чтобы их заламинировать. Пленка для ламинирования -100, можно и плотнее, но не тоньше.
На листе с самым маленьким кругом можно разместить 2 маленьких круга для еще одного набора колец. А можно вместе с одним кругом поместить стрелку, нарисовав ее на цветном листе, и заламинировав вместе с мелким кругом.
6. Размеры СТРЕЛКИ: длина - 21, штрина - 16 см. Длина внешнего радиуса 21 см, внутреннего – 16,3 (как радиус самого большого круга, но внутренний радиус вырезаем не до самого центра, а на 3 см меньше, 13,3 см, чтобы осталось достаточно места для крепления болтика (примерно по 3 см с каждой стороны от центра стрелки). Угол сектора так же 45 градусов, ширина контура стрелки 2,5см.
Теперь можно все ламинировать и вырезать.
7. Далее склеиваем прозрачным скотчем части неполных кругов. Один круг состоит из 2 частей, другой- из 3. На рисунках ниже показано соединение самого большого круга из 3 частей.
8. Теперь нам понадобится шило или другой острый предмет, например, тонкая крестовая отвертка, которой проткнем отверстия в центре наших кругов. А затем оденем круги на винтик, вставляя между каждым кругом гайку, чтобы круги не слипались и лучше крутились.
9. Круги Луллия из ламинированной бумаги А4 готовы!
Была еще идея посадить картинки на липучки, а не ламинировать их во внутрь, но пока нет готовности к большому набору картинок и месту их хранения. Поэтому все фиксировано, а знаки вопроса «?» позволяют не ограничивать фантазию.
Например, в круге выше дети нафантазировали: "Чайник, раскрашенный как павлин, стал протекать, и пришлось покупать новый к Новому году"; "Ручка чайника раскладывается, как хвост павлина, когда он стоит, а когда наливают воду, он складывается, как веер. Такие чайники хочется купить в магазине к Новому году".
В круге ниже при таком соединении картинок дети выдумали: «Кровать в форме мишки теплая и счастливая, и ее хочется получить в подарок на день защиты детей».
Но чаще пока дети сочиняют истории про зверей, что тоже неплохо для развития речи: "Павлин очень хотел пить и ждал дождя, пока ему на новый год не подарили поилку», - или: «Мишка не спит на кровати, ему тепло под солнышком». В дальнейшем, научившись совмещать свойства разных объектов, думаю, они научатся изобретать и новые объекты. При этом учитывать их полезность и применимость.
Шла к таким кольцам 3 года, т. к. надо и доступный материал для крутящихся колец подобрать, и подтолкнуть детей для творчества, и самой «раскачаться». В общем, если бы я в детстве такими игрушками играла, то придумала бы их, видимо, быстрее.
Источники информации:
1. Сидорчук Т. А. Байрамова Э. Э. Технологии развития связной речи дошкольников. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ. - Ульяновский дом печати, 2015. - 96с.
2. Александренко С. В. Использование методов и приемов технологии ТРИЗ-РТВ [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/04/11/obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-vospitatelya