Елизавета Алексеева
«Слова бывают длинные и короткие». Игры, упражнения и НОД как средство развития фонематического восприятия дошкольников
Тема: "Слова бывают длинные и короткие"
Цель: Продолжать знакомить детей со слоговой структурой слова; что слоги в словах произносятся в определенной последовательности, показать им, что в разных словах разное количество слогов "слова длинные и короткие"; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Развить фонематическое восприятие.
Образовательные задачи: Расширять знания детей об окружающем мире.
Публикация «„Слова бывают длинные и короткие“, Игры, упражнения и НОД как средство развития фонематического восприятия дошкольников» размещена в разделах
Развивающие задачи : Развиваем мышление, Воображение, речь, артикуляционную обобщаю мелкую моторику.
Воспитательные задачи : умение применять полученные знания в деятельности.
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель : Вот и зимушка пришла, разных слов нам принесла. если глянем мы в окно все кругом белым бело. Какие слова принесла нам зимушка?
Дети: Снег, снеговик, снегурочка, зима и т. д.
Воспитатель : оказывается слова бывают длинные и короткие : снег-снеговик.
А хотите поиграть в слова, так давайте окажемся вместе в этой чудесной стране длинных и коротких слов. Вокруг себя 3 раза повернись, в волшебной сказке слов ты очутись. (В то время когда дети кружатся вокруг себя, воспитатель перевоплощается в гнома с рюкзаком за спиной)
Гном: Давайте познакомимся. Меня зовут Гном - гномик. А сейчас я хочу узнать ваше имя коротким и длинным словом Юля - Юленька и т. д.
Гном: У меня в рюкзаке есть для вас задание для вас если вы справитесь с ним то я приготовил для вас сюрприз. (Достаём и читаем, Задание № 1 "Слова можно прошагать" гном говорит детям что узнать длинное и короткое слово можно по шагам Он произносит слово "снег " а затем приглашает ребенка прошагать это слово,следующее слово "снеговик" приглашает другого ребенка и просит прошагать по слогам, повторяем 2-3 раза, считать шаги не надо главное-обратить внимание на длительность звучания слова.)
Гном: Молодцы с заданием справились. (Задание № 2 на доске изображены 2 домика "Дом" и Большой "Домище" Дети должны найти картинки с коротким названием слова"мышь,слон, кот" поместить эти слова в "дом", а слова с длинным названием "медведь, носорог, обезьяна" в своё "Домище")
Гном: и с этим заданием вы справились, Молодцы!
(Задание № 3 гномик достаёт из рюкзака звуковую линейку внимание детей обращаем на такую особенность как длительное звучание слова "короткие и длинные слова" короткое слово имеет один слог а длинное много слогов.)
Гном: я назову слово короткое и покажу на звуковой линейке в верхнем ряду а в нижнем ряду звуковой линейки это слово преобразуйте в длинное, кот - кошка, мышь - мышка. Молодцы с заданием справились. Задание № 4
Гном: давайте сделаем подарки для моих братьев гномов, подарим им свои рисунки, а нарисуем мы вот что. Нарисуйте свою любимую игрушку и скажите каким словом оно обозначается длинным или коротким. (мяч, машина)
Гном: А вы знаете что слова можно найти везде
дети: да Дети говорят стихотворение вместе Я слова найду везде
и на небе и в воде
на полу на потолке
на носу и на руке
Вы не слышали такого
Не беда! Сыграли в слово.
Гном: Молодцы! Вы заслужили сюрприз отдает коробочку с сюрпризом.
Обратно 3 раза повернись
В своей группе очутись.
(Гном возвращается в воспитателя)
Воспитатель : Гном нам оставил конфетти "Дыхательная гимнастика" Дети дуют со своих ладошек конфетти на приготовленный подкрашенный клеем листок. Конфетти приклеиваются и получается слова. воспитатель обводит буквы черным маркером. дети читают: С Новым годом! вот такое послание оставил нам гном. а мы посмотрим что принес нам гном (конфеты)
Заключение вам понравилось путешествовать с гномом,что нового вы узнали (Высказывание детей)что слова бывают короткие и длинные, что их можно прошагать, изобразить рисунком и показать на звуковой линейке и т. д.
Воспитатель : Молодцы, раздает конфеты от гнома.