Наталья Морозова
Индивидуальная образовательная программа логопедического сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная образовательная программа
на 2013 /2014 уч. год
Фамилия, имя ребенка —
Дата рождения –
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития
Публикация «Индивидуальная образовательная программа логопедического сопровождения» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Актуальная проблема: Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует, «4 лишний» не выделяет, обобщений не делает.
Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
Задачи: Развитие понимания речи
Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие фонематических процессов
Развитие артикуляционной моторики
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Коррекция слоговой структуры слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; развитие
мышления, счётных операций
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения – с 09.13 г. по 05.14 г.
Программно-методическое сопровождение:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
5. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
6. Методы обследования речи детей. / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005.
7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –– М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с
8. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации/Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис – пресс, 2004.
10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/О. С. Яцель. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Содержание работы:
Сентябрь - декабрь
Развитие понимания речи
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. (Использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов. Важным условием является многократность повторений в различных наглядных ситуациях)
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить к овладению диалогической и монологической речью.
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Познакомить с речевыми органами, которые находятся во рту.
Совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Подготовка к постановке звуков «Основной комплекс»
Дополнительные упражнения
Развитие речевого дыхания
Учить длительному, плавному выдоху, не надувая щёк, не поднимая плеч.
Усложнение: потом во время выдоха высунуть язык «лопаточкой».
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Золотая осень», «Овощи», «Одежда», «Фрукты», «Обувь», «Профессии людей», «Посуда», «Поздняя осень», «Продукты питания», «Зима», «Новый год».
Работа над слоговой структурой слов
Учить называть слова одно -, двух -, трёхсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, бумага).
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – ик, - к (домик, ручка)
2. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости/неодушевлённости.
3. Учить подбирать определения к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? Какой по форме) подбор определений (вопрос: какой по величине).
4. Учить навыку согласования местоимений «мой», «моя» с существительными.
5. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идёт. Вова стоит).
6. Практическое усвоение родительного падежа существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У.
7. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Развитие связной речи.
1. Закреплять навык составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?».
2. Учить запоминать короткие двустишия и потешки.
3. Формировать навык ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты)
4. Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Можно взять).
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
7. Формировать навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
8. Учить составлять первые простые рассказы из двух – трёх предложений (по вопросному плану).
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; развитие мышления
Развивать внимание и память с помощью игр: «Хлопни в ладоши», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «День – ночь», «Запомни, повтори», «Чьи это детёныши?»
Развивать мышление с помощью игр: «Что лишнее?», загадки, «Разложи картинки: что сначала, что потом», «Противоположности», «Подбери по смыслу», «Лото», мозаики, конструктор, «Собери картинку», «Времена года», «Геометрические формы», «Что перепутал художник?», «Найди одинаковые узоры».
Развивать счётные операции с помощью игровых упражнений и книжек с цифрами.
Январь - июнь
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Продолжать совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Дополнительные упражнения: «Толстячок», «Худышка», «Фокус», «Моторчик», «Перекати шарик», «Бублик»
Развитие речевого дыхания
1. Учить длительному, плавному, сильному выдоху с высунутым языком в виде «трубочки», не надувая щёк, не поднимая плеч.
2. Учить сильному выдоху с высунутым языком в форме «чашечки», примыкающей к верхней губе, не поднимая плеч.
Развитие мелкой моторики
1. Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
2. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Формирование правильного звукопроизношения
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза): «ть», «мь», «нь», «пь», «фь», «кь», «хь», «ы».
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Развитие фонематических процессов
1. Узнавание неречевых звуков (упражнения №1 - №5 по методике Ткаченко Т. А.). Различение речевых и неречевых звуков. Определение источник а звука.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (упражнения № 6 - № 10 по методике Ткаченко Т. А.)
3. Различение слов, близких по звуковому составу (упражнения № 11 - № 23 по методике Ткаченко Т. А.)
4. Дифференциация слогов: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога,
воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками,
воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками,
воспроизведение слоговых сочетаний со стечением согласных звуков (та – кта, по – пто и т. д.)
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Части тела», «Головные уборы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши»,
«Зимующие птицы», «День защитника отечества», «Начало весны», «8 Марта», «Перелётные птицы», «Мебель», «Весна», «Профессии», «Межсезонная одежда», «Труд людей весной», «Сад – огород», «Транспорт», «Лето».
Работа над слоговой структурой слов
1. Дифференцировать короткие и длинные слова.
2. Отхлопывать предложенный ритмический рисунок слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
2. Учить распространять предложения путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.
3. Употребление дательного падежа существительных в единственном числе.
4. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе.
5. Знакомство с предлогом НА.
6. Знакомство с предлогом ПОД.
7. Дифференциация предлогов НА и ПОД.
8. Знакомство с предлогом В.
9. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами.
10. Учить называть части предмета для определения целого (спинка- стул и т. д.).
11. Упражнение в образовании относительных прилагательных (вопрос: какой по материалу).
12. Упражнение в употреблении предлогов В, НА, ПОД.
13. Учит подбирать слова к названному слову по ассоциативно – ситуативному принципу (санки – зима).
14. Согласование прилагательного с существительным в роде.
15. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед).
16. Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зелёный, черный) и наиболее распространённых материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).
Развитие связной речи.
1. Закрепить навыки составления простых предложений по модели:»КТО? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
2. Расширять объём предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют.).
3. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу.
4. Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух – трёх – четырёх простых предложений (по картинному и вопросному плану).
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Совершенствовать умения заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое логопедом.
Логопедическое обследование ребёнка: февраль, май.
Анализ результатов логопедической работы, согласно мониторингу динамики развития ребёнка.