Папки-передвижки

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса

Анастасия Бакаева
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса

Индивидуальные

коррекционно-развивающие занятия

для учащегося 2 класса

(Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

Камчатский край г. Елизово 2016-2017г

Содержание

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса

(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- Пояснительная записка

-Учебно-тематический план

-Календарно-тематическое планирование

Публикация «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса» размещена в разделах

- Конспект занятий

- Список литературы

Учебно – тематический план

Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса

Количество часов в неделю: 1

Всего: 16 часов

Учебно-тематический план

Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса

Количество часов–16 часов

занятия п/п Цель занятия Количество времени для проведения занятия Дата проведения

Цикл занятий по коррекции познавательной сферы

1. • Снятие эмоционального напряжения.

• Определение развития способности сравнения.

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 1час

2. • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие логического мышления.

• Развитие пространственного и конструктивного мышления.

• Концентрация внимания, сообразительность. 1час

3. • Снятие эмоционального и физического напряжения.

• Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

• Развитие внимания 1час

4. • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие творческого мышления.

• Формирование способностей оперировать смыслом.

• Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.

1час

5. • Развитие способностей сравнения и обобщения.

1час

6. • Развитие устойчивости внимания

• Развитие распределения и концентрации внимания

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие произвольности запоминания 1 час

7. • Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

• Ориентация в пространстве 1час

8. • Проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания. 1час

Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.

занятия п/п

Тема занятия или цель занятия Количество времени для проведения занятия Дата проведения

1. Как видит себя ребенок в окружающем мире 1 час

2. Умею ли я слушать другого человека 1час

3. Хочу сказать приятное другому человеку 1час

4. Роли, которые играют люди 1час

5. Где мне сесть? 1час

6. • Создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии 1час

7. • Формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций 1час

8. • Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям. 1час

ВСЕГО:

16 часов

Развёрнутое тематическое планирование по индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса

(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

№ Тема Поставленные цели Упражнения

Цикл занятий по коррекции познавательной сферы

1. Занятие №1 • Снятие эмоционального напряжения.

• Определение развития способности сравнения.

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. 1. Мотивация участника к проведению занятия.

2. Японская пальчиковая гимнастика

3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий.

4. Упражнение. "Анаграмма".

2. Занятие №2 • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие логического мышления.

• Развитие пространственного и конструктивного мышления.

• Концентрация внимания, сообразительность. 1. «Заряд бодрости»

2. Реши задачу

3. «Подбери слово по смыслу»

4. «Шестерка»

3. Занятие №3 • Снятие эмоционального и физического напряжения.

• Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

• Развитие внимания 1. «Насос и мячик»

2. «Домино»

3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.

4. Упражнение «Филфорд»

5. «Веселые кружочки»

4. Занятие №4 • Снятие эмоционального напряжения.

• Развитие творческого мышления.

• Формирование способностей оперировать смыслом.

• Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.

• Развитие распределения и концентрации внимания

1. «Графическая музыка».

2. Формирование способностей оперирования смыслом

3. «Прочитай по порядку».

5.

Занятие №5 • Развитие способностей сравнения и обобщения.

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания 1. Сходство и различие предметов

2. Упражнение «Шифровальщик»

6. Занятие №6 • Развитие устойчивости внимания

• Развитие распределения и концентрации внимания

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие произвольности запоминания 1. «Кулак – ребро - ладонь».

2. «Перепутанные линии».

3. «Прочитай по порядку».

4. Упражнение "Анаграмма".

7. Занятие №7 • Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

• Ориентация в пространстве

• Развитие сосредоточенности и концентрации внимания 1. Игра называется «Поиск информации».

2. Упражнение «Графический диктант.

3. Упражнение «Шифровальщик»

8. Занятие №8 • Проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания. 1. Диагностика

Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.

1. Как видит себя ребенок в окружающем мире • Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

2. Умею ли я слушать другого человека • Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

3. Хочу сказать приятное другому человеку • Формирование эмпатических реакций ребенка.

4. Роли, которые играют люди • Формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

5. Где мне сесть? • Сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

6.

Занятие №6 • Создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии

7. Занятие №7 • Формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций

8.

Занятие №8 • Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы и цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. Занятия могут чередовать т. е, один день берём занятия их познавательной сферы, другой день занятия по эмоционально-волевой сфере.

Программа по коррекции познавательной сферы.

Программа рассчитана на 8 занятий. Цель программы – активизация мыслительной деятельности ребёнка. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.

Занятие 1.

Цель:

• Снятие эмоционального напряжения.

• Определение развития способности сравнения.

• Развитие внимания.

Порядок проведения:

1. Мотивация участника к проведению занятия.

2. Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).

Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».

3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий (15 минут) :

Утро – вечер Ворона – воробей

Корова – лошадь Волк – луна

Летчик – танкист Молоко – вода

Лыжи – коньки Ветер – соль

Трамвай – автобус Золото – серебро

Озеро – река Сани – телега

Река – птица Очки – деньги

Дождь – снег Воробей – курица

Поезд – самолет Кошка – яблоко

Ось – оса Вечер – утро

Обман – ошибка Дуб – береза

Стакан – петух Голод – жажда

Маленькая девочка – большая кукла Сказка – песня

Ботинок – карандаш Корзина – сова

Яблоко – вишня Картина – портрет

4. Упражнение. "Анаграмма".

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т. е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв (3) :

1) а) к, о, с

2) б) у, д, б

3) в) м, р, и

4) г) т, о, р

5) д) ы, с, р

6) е) д, м, ы

Психологическая коррекция

нарушений эмоционально–волевой сферы детей.

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К. С. Лебединская).

ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоционально сферы.

Структура коррекционной программы включает в себя:

1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребёнка;

2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний ребёнка;

3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребёнка;

4) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 30 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.

Порядок проведения. Ребёнку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который ему больше всего нравится.

Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С учащимся договариваются, что при общении с вами он будет вести себя как его герой.

В заключительной части учащемуся предлагается объяснить, что именно привлекло его в манере общения того или иного сказочного персонажа.

Список используемой литературы.

1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.

2. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.

3. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В.)Москва «Генезис» 2007 г.

4. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д. А.) Москва. Глобус. 2008 г.

5. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д. А.) Москва. Глобус. 2008 г.

6. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г

7. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.

8. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.

9. Истратова О. Н. Эксакуто Т. В. Справочник психолога начальной школы.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. 2007 г.

11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002

12. Самоукина Н. В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.

13. Ундзенкова А. В. Колтыгина Л. С. Графемика. Ек-бург Литур. 2006 г.

Публикации по теме:

Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 класса коррекционной школы Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида.

Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов, к специально - организованным занятиям с детьми.

Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец»Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа№ 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

Праздник осени для учащихся 1–2 класса Праздник осени Звучит мелодия П. Чайковского «Осенняя песня». Ведущий: Друзья! Сегодня мы с вами открываем необычный праздник Царицы осени.

Презентация для учащихся 1 класса «Раскрываем секреты буквы Ё» Презентация подготовлена для учеников первого класса. Тема: "Секреты буквы Ё" Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Но у буквы.

Профилактика школьной дезадаптации. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для учащихся 1 класса Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Учебная деятельность требует.

Музыкальные коррекционно-развивающие занятия в детско-родительских группах «Родничок» (дети с ОВЗ) Музыкальное коррекционно-развивающее занятие. в детско-родительских группах "Родничок"(2) Тема: «Моя песенка». Программные задачи: 1. Формировать.

Тест для учащихся 5 класса по теме «Земля» Тест по теме: «Земля» (5 класс). 1. Америку открыл: а) Фернан Магеллан; б) Христофор Колумб; в) Афанасий Никитин, г) Джеймс Кук. 2. Магелланов.

Тест для учащихся 6 класса «Вегетативные органы растений» Тестовое задание по биологии для 6 класса по теме: «Вегетативные органы растений». 1. Корень-это: а) вегетативный орган растения; б) генеративный.

Проект для учащихся 3 класса «Удивительный космос!» «Удивительный космос» Информационный проект Выполнили: Учащиеся 3-го класса Руководитель проекта: Григорьева Татьяна Валерьевна Воспитатель.

Автор публикации:
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 14:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД