Галина Рязанцева
Индивидуальный план самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»
Индивидуальный план самообразования на 2024 – 2025 учебный год
по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»
Введение.
Самообразование педагога как необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, предъявляет и будет предъявлять к педагогу и его профессионализму самые высокие требования.
Публикация «Индивидуальный план самообразования „Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровье. Самообразование
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Логопедическая работа. Самообразование
- Логопедия. Работа логопеда
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико – пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Су – джок терапия.
Также мною планируется углубленное изучение и прохождение курсов для дальнейшего профессионального саморазвития в работе с использованием здоровьесберегающих технологий для повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий.
В план работы по саморазвитию входят следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Массаж и самомассаж.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- массаж язычной мускулатуры.
2. Релаксация.
3. Су-Джок терапия.
4. Кинезиология.
План самообразования.
Цель: Повышение профессиональной осведомленности в области здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий.
Задача:
Формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий.
Этапы работы:
1 этап (практический) 2023 – 2024 учебный год
2 этап (практико-внедренческий) 2024– 2025 учебный год
3 этап (обобщающий) 2025 – 2026 учебный год
Основные направления
Содержание самообразования
1. Профессиональное
1. Регулярно знакомиться с современными исследованиями уче-ных в области логопедии и нейропсихологии.
2. Знакомиться с новыми авторскими программами по коррекции и предупреждению речевых нарушений, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать периодическую литературу.
4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для
учителей-логопедов.
5. Принимать участие в научно-практических конференциях.
6. Посещать мастер-классы и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
8. Проводить открытые НОД для анализа со стороны коллег.
9. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
10. Участвовать в областных, региональных, Всероссийских конкурсах.
2. Психологопедагогическое
1. Совершенствовать свои НОД в области классической и сов-
ременной психологии и педагогики.
2. Изучать психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовать в работе индивидуальный подход
3. Изучать современные психологические методики.
3. Методическое
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через переодические издания:
-«Дефектология»,
-«Логопед»,
-«Дошкольное воспитание»,
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различ-
ных форм коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
3. Разрабатывать разные формы НОД.
4. Разрабатывать новые методические и дидактические пособия направленные на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
4 Работа с родителями
1. Включать родителей в совместную коррекционную работу
2. Изучение книги В. Л. Малышевой «Работа с родителями» М., «Просвещение», 1982
3. Изучение книги для родителей С. П. Ефимова «Как готовить ребенка к школе?» - М., «Просвещение», 1982
4. Проведение родительских собраний
5. Оформление и обновление уголка логопеда
6. Проведение практикумов для родителей с использованием здоровьесберегающих технологии.
4. Предполагаемый результат:
1. Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% - 100%.
2. Формирование комплекта дидактических материалов.
3. Подготовка воспитанников к областным, региональным, конкурсам чтецов.
4. Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
5. Разработка проекта «Индивидуальная работа с родителями с использованием метода биоэнергопластики, здоровьесберегающей технологии».
5. Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Мастер-классы.
2. Открытые образовательные процессы.
3. Размещение разработок в сетевых образовательных пространс.
4. Презентации.
6. Форма отчета о проделанной работе:
1. Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
2. Выступления по обмену опытом работы на МО.
3. Представление администрации аналитического отчета
с анализом, выводами и рекомендациями для специалистов.