МААМ-картинки

Индивидуальный план самообразования. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Оксана Пронь
Индивидуальный план самообразования. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 3 «Рябиншка» Поспелихинского района Алтайского края

филиал МКДОУ Детский сад «Огонёк»

Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом заведующий МКДОУ № 3 «Рябинушка»

Д/С «Огонёк»

протокол № ___ от «___» ___2017 г. приказ № ___ от «___» ___ 2017 г.

Индивидуальный план

самообразования воспитателя

Пронь Оксаны Владимировны

Публикация «Индивидуальный план самообразования, Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей» размещена в разделах

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

2017-2019 учебный год

с. Калмыцкие Мысы

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о педагоге 3

Введение 4-7

Этапы работы 8

План работы по самообразованию …. 9

Изучение литературы…10-12

Список литературы 13

Приложения 14

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф. И. О. педагога: Пронь Оксана Владимировна

Специальность: профессиональное обучение

Образование (название учебного заведения и год окончания) : среднеспециальное

Барнаульский государственный прфессионально-педагогический колледж,

по специальности «Профессиональное обучение», 1999 г.

Стаж работы в должности 2года

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) : АКИПКРО, г. Барнаул, очно-заочные, тема: «Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации», 2015 (19.10 – 07.11)

Дата начала работы над темой – 1.09.2017 г.

Дата окончания работы над темой – 31.05.2019 г.

«Истоки способностей и дарования

детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити — ручейки,

которые питают источник

творческой мысли. Другими

словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

ВВЕДЕНИЕ

Тема, которую я обозначила для моего самообразования,– «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития у детей воображения и восприятия окружающего мира, познавательных способностей, любознательности, умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.

Задачи:

1. Изучить и обобщить психолого-педагогическую и методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования.

2. Изучение содержания и методики работы по использованию нетрадиционной техники рисования с целью развития детского творчества на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

3. Подбор методик диагностики и анализ уровней развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4. Определение образовательных и воспитательных задач, эффективных методов, приемов, содержания работы.

5. Выявление эффективности системы работы.

Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное – вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, — мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: рисование ладошками, печатание листьями, кляксография, точечный рисунок, рисование поролоном, мелками, свечой, раскрашивание камешков, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

Работая в детском саду воспитателем мы наблюдаем, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников.

Главное в нашей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. В этом нам и может помочь нетрадиционная техника рисования.

Существуют определенные рекомендации, в каких группах детского сада какие виды нетрадиционного рисования лучше начинать использовать.

Условия реализации:

Дошкольный возраст

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Представлено множество техник нетрадиционного рисования. Подобран и систематизирован материал для овладения техниками рисования.

Ожидаемый результат:

1. Знание теоретических основ по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста;

2. Показатели уровня развития творческих способностей, детей младшего дошкольного возраста, по итогам использования технологий с нетрадиционными техниками рисования, будут выше на 10-15 %;

3. Эффективность внедрения нетрадиционных технологий доказана повышением развития творческих способностей детей.

Срок работы по теме самообразования : 2 года

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

Этапы проведения нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте

Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд техник нетрадиционного рисования, которые проводились в V этапов.

I этап – Диагностический

Цель: работа данного этапа заключается в выборе и планировании темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

II этап – Прогностический

Цель: работа на данном этапе предполагает определение цели и задач; разработка системы мер по решению проблемы и прогнозирование результата.

III этап – Практический

Цель: целью данного этапа является непосредственное внедрение системы мер, направленных на решение проблемы; формирование методического комплекса; отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов; корректировка работы.

IV - Обобщающий

Цель: данный этап нацелен на формирование методического комплекса;

на отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов и

корректировку работы.

V – Внедренческий

Цель: данный этап является заключающим в работе над темой самообразования и его целью является непосредственное использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы и распространение опыта работы.

План работы по теме самообразования

Этапы Содержание работы Сроки

I.

Диагностический 1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Сентябрь-декабрь 2017 г.

II.

Прогностический 1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

Сентябрь-декабрь 2017 г.

III.

Практический 1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Январь 2018 – декабрь 2019г.

IV.

Обобщающий 1. Формирование методического комплекса.

2. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

3. Корректировка работы.

Январь - май 2019 г.

V.

Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта работы.

Январь – май 2019 г.

Изучение литературы

Автор Название книги, статьи Краткая аннотация, заметки

Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир Авторы предлагают оригинальный, очень увлекательный способ обучения рисованию - метод тычка. Читателю предлагается познакомиться с многочисленными рисунками детей младшего дошкольного возраста, выполненными этим способом.

Давыдова Т. Н. Рисуем ладошками С помощью этой книги вы сможете научить ребенка создавать интересные рисунки, обводя ладошки и пальчики.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования В пособии описано более 30 нетрадиционных художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества.

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Конспекты занятий с использованием нестандартных приемов рисования, упражнений, игр и разнообразных средств в изобразительном творчестве. Конспекты построены с учетом возрастных возможностей детей старшего возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематических, литературных произведений, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяют сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества Данное пособие содержит методические рекомендации по обучению детей различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации и развитию художественно-творческих способностей.

Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет "Красота. Радость. Творчество" содержит разделы: "Искусство в жизни ребенка", "Эстетическая развивающая среда", "Красота природы", "Знакомство с архитектурой", "Литература", "Изобразительная деятельность", "Музыкальная деятельность", "Досуг и творчество", "Творчество", а также Приложения.

Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду В книгу включены программа изобразительной деятельности для старшей группы и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 5–6 лет и основаны на следующих положениях.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество Данное пособие содержит методические рекомендации по обучению детей различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации и развитию художественно-творческих способностей. В пособии рассматриваются принципиальные положения, на которых базируется развитие детского художественного творчества. Надеюсь, что оно поможет педагогам строить работу с детьми, а каждый ребенок познает радость творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А Васильевой, В. В Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

6. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.

8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.

9. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

10. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" : Стрекоза, 2012 г.

11. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика - Синтез, 2005-2010.

13. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М. : Мозаика-Синтез, К-2010.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников Актуальность Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Именно в дошкольный.

Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей 1.1.4 Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей[/b] В ФГОСДО обозначено,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. " Цель проекта: Выяснить влияние нетрадиционных техник.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников В своей статье хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта в нашем учреждении. Не секрет, что формирование творческой личности.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Все мы знаем,.

Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников» «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности.

Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз Голышева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, педагог дополнительного образования Главное условие прогрессивного.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Автор: Воспитатель.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» Родительское собрание "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей среднего возраста" Цель: Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный план самообразования. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей
Опубликовано: 28 января 2018 в 12:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный план самообразования. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пронь (УИ 838490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД